Ривера был большой фигурой в арт-мире во всех смыслах этого слова. Обладатель своеобразной харизмы с говорящим прозвищем «людоед», он мгновенно притягивал взгляды людей, появляясь где бы то ни было. Диего любил воплощать в своем творчестве мифы, как и наполнять ими свою биографию еще при жизни.
Ривера и живопись
Даже появление на свет будущего художника было достаточно драматичным. Он был одним из двойни, при рождении которой их мать Мария едва не истекла кровью. Диего также был на грани жизни и смерти, но оказался живучим. А вот его брат-близнец Карлос умер в двухлетнем возрасте. Еще не достигнув трех лет, Ривера начал проявлять недюжинный интерес к рисованию. Причем сразу к настенной росписи, от которой пострадало убранство дома его семьи. Родители нашли отличный выход, завесив все стены одной из комнат холстами, так что у маленького живописца были развязаны руки.
После обучения в Академии художеств Сан-Карлос Диего получил грант, который позволил ему в 1907 году отправиться в Европу. Там он смог воочию увидеть полотна кумиров — Сезанна, Ван Гога, Гогена и других художников. Он жил в Испании, Франции и Италии и вернулся на родину только через 14 лет. За это время он прошел через период увлечения кубизмом, но его смущал факт, что его картины нравились только людям из круга образованных интеллектуалов. Диего считал, что его искусство должно трогать сердца широких масс, особенно трудового населения.
Активный сторонник революции в родной Мексике, после Октябрьской революции в России художник окончательно отошел от кубизма и увлекся идеями реалистического изображения действительности. А во время визита в Италию в 1920 году и знакомства с фресками Кватроченто он наконец обрел вдохновение для воплощения своих социалистических устремлений в творчестве. Монументальная живопись стала наиболее подходящим средством воплощения революционных идеалов.
Это пришлось как нельзя кстати после возвращения в Мексику в 1921 году. В то время не было недостатка в правительственных заказах на роспись общественных зданий, и Ривера быстро стал одним из наиболее востребованных художников. Его фирменным стилем были эпические многофигурные повествования, в которых одновременно сосуществовали современные политические идеи с историческим и культурным наследием коренного населения Мексики.
Ривера и СССР
Художник был убежденным коммунистом и в 1922 году стал членом Коммунистической партии Мексики. В 1927 году его пригласили в Советский Союз на празднование первого юбилея Октябрьской революции. Поначалу все шло гладко: Ривера читал лекции об искусстве Латинской Америки и даже стал одним из учредителей художественного объединения «Октябрь». Он получил заказ на создание фрески в Центральном доме Красной армии и написание портрета Сталина, но что-то пошло не так. Художника заподозрили в антисоветской политике и выслали из страны.
Еще в Мексике Ривера познакомился с Владимиром Маяковским. Поэт приезжал в рамках программы по культурному обмену между странами в 1925 году и художник лично встречал его с поездв по прибытии в Мехико. В течение трехнедельного визита они встречались каждый день: Диего знакомил гостя с местной историей и культурой, показывал свои фрески и представлял друзей. Маяковский вспоминал: «Диего оказался огромным, с хорошим животом, широколицым, всегда улыбающимся человеком. Он рассказывает, вмешивая русские слова (Диего великолепно понимает по-русски), тысячи интересных вещей, но перед рассказом предупреждает: — Имейте в виду, и моя жена подтверждает, что половину из всего сказанного я привираю».
Во время своего пребывания в СССР художник также неоднократно встречался с Маяковским, в том числе в доме Лилии и Осипа Бриков. Он описывал вечер, проведенный с ними: «В те дни, в один очень холодный вечер, Маяковский пригласил нас к себе в дом… Там было жарко, как в печи, и там действительно пылал энтузиазм тех, на чью долю выпала радость и честь воспользоваться гостеприимством гения. Нас было много в его доме… В тот вечер, о котором идет речь, к Маяковскому пришли и люди, знаменитые уже тогда, и люди, которые стали знаменитыми впоследствии. Среди первых был Теодор Драйзер, автор „Американской трагедии“». Судя по слогу, Ривера обладал не только художественным, но и поэтическим даром.
Во второй раз художник побывал в СССР спустя много лет, в 1955 году. Помня о его дружбе с поэтом, сотрудники Государственной библиотеки-музея В.В. Маяковского обратились к Ривере с просьбой написать его портрет. Диего подписал свой рисунок: «Таким я помню Маяковского в Мексике».
Ривера и США
Культурный подъем в послереволюционной Мексике привлекал внимание интеллигенции из Европы и США, в том числе художников и поклонников живописи. К концу 1920-х годов работы Риверы стали пользоваться большим спросом в Америке. Он получал многочисленные заказы как на станковую живопись, так и на монументальную роспись. Он выполнил три фрески в Сан-Франциско, где состоялась его персональная выставка в Музее современного искусства. Создал костюмы и декорации для балета «Лошадиная сила» в Филадельфии.
Художник оформил центральный двор Института искусств в Детройте. Работал над фресками на Всемирной выставке в Чикаго по приглашению «Дженерал Моторс», а также в Рокфеллер-центре и Новой школе рабочих в Нью-Йорке.
Не обошлось без скандала. Во время работы над росписью «Человек на распутье» в Рокфеллер-центре в 1933 году Ривера использовал портрет Ленина в качестве изображения одного из действующих персонажей. Он отверг просьбу заказчика удалить его с фрески, и поэтому год спустя работа была уничтожена, а художник остался без гонорара.
Спустя несколько лет Диего Ривера воссоздал фреску под новым названием «Человек, управляющий Вселенной». Но на росписи во Дворце изящных искусств в Мехико помимо Ленина он изобразил Льва Троцкого. После предоставления русскому революционеру политического убежища в Мексике Ривера принимал его в доме родителей Фриды Кало, где Троцкий какое-то время жил вместе со своей женой Натальей Седовой.
Под угрозой уничтожения также был цикл росписей в Детройте, который подвергся критике за использование пугающих промышленных образов и их диссонанс с музейным пространством. Художник восхищался новыми технологиями и достижениями индустриализации, что находило отражение в его работах. Ривера был востребован в США до начала 1940-х годов, пока интерес к реализму не был постепенно вытеснен растущей популярностью к авангардным стилям. Художники из Европы, которые прятались от нацистской угрозы, пересекая Атлантический океан, завезли, а Америку кубизм, дадаизм и сюрреализм.
Последней работой Риверы в США стало масштабное «Панамериканское единство» в 1940 году. Он трудился над муралом на глазах у посетителей Международной выставки «Золотые ворота» в Сан-Франциско. При помощи местных художников он изобразил сцены из прошлого, настоящего и будущего Северной Америки. После окончания выставки фреска размером 6,7 на 22,6 м и весом более 27 тонн была перемещена в кампус Городского колледжа Сан-Франциско. Это стало возможным благодаря тому, что Ривера написал ее не на стене, а на десяти цементных панелях со стальным каркасом. Из-за начала Второй мировой войны инсталляция работы была отложена и выполнена только 20 лет спустя. В 2021 году колледж начал строительство нового Центра искусств, куда планируется переместить фреску по его готовности. А до 2023 года «Панамериканское единство» переехало в Музей современного искусства Сан-Франциско, где его могут увидеть все желающие.
Ривера и женщины
Обладатель не самой привлекательной внешности, Ривера был настоящим магнитом для противоположного пола. Он был женат пять раз (из них дважды на Фриде Кало). Его избранницами становились незаурядные представительницы творческих профессий: художницы и писательницы. С первой женой, русской художницей Ангелиной Беловой, Диего познакомился в Париже.
В 1911 году пара поженилась, а четыре года спустя у них родился сын. Он прожил всего 14 месяцев, не сумев оправиться от легочной инфекции. После начала Первой мировой войны Ангелине приходится браться за любую работу, чтобы у Риверы была возможность заниматься живописью. При этом она была в курсе его романа с другой русской художницей — Марией Воробьевой-Стебельской, известной под псевдонимом Маревна. Но чувства к возлюбленному были сильнее ревности и обиды.
Ривера не был более добр и к любовнице. Он расстался с ней спустя полгода и никогда официально не признавал дочь Марику, которую родила от него Маревна. Несмотря на это, девочка росла с его фамилией, под которой она стала известной как танцовщица и киноактриса. А в 1921 году подходит к концу и брак художника с Ангелиной. После Мексиканской революции он отправляется в Мексику по приглашению министра просвещения, а жене приходится остаться в Париже из-за невозможности оплатить дорогу через океан.
Какое-то время Ривера даже сохраняет отношения на расстоянии и делает денежные переводы для Ангелины в Париж. Но потом он встречает мексиканскую писательницу и модель Марин Гуадалупе и требует развод. В 1922 году Диего женится на Марин, которая за семь лет супружества родила ему двух дочерей. Но их брак продержался всего шесть лет, поскольку Ривера встретил женщину, которая будет играть главную роль в его жизни.
Диего разводится с Марин в 1928 году, и уже в следующем году 42-летний художник женится на 22-летней Фриде Кало.
В 1941 году Зигмунд Фрейд заказал Диего и Фриде их собственные автопортреты. В этом же году Ривера написал автопортрет, практически идентичный тому, который он выполнил для Фрейда. Но на сей раз для прекрасной дамы. Надпись на испанском гласит: «Я написал свой портрет для прекрасной и знаменитой актрисы Ирены Рич, в городе Санта-Барбара, Южная Калифорния, в январе 1941 года. Диего Ривера».
А на другом автопортрете, посвященном дочери Рут, он написал: «Кузнечику от этого уродливого лица». Ривера иронизировал по поводу своей внешности. Из-за выпученных глаз он получил прозвища «Художник-жаба» и «Великий сеньор Жаба». Иногда он оставлял на своих письмах и документах небольшой рисунок этого животного. Даже на любовных записках: в этом случае он изображал толстую жабу, держащую сердце в лапках.
Брак двух художников перестает быть томным практически с первых же дней. Когда в Сан-Франциско художник заводит интрижку с теннисисткой Хелен Муди, Фрида отвечает ему романом с супругой одного из его помощников Кристиной Гастингс. За годы совместной жизни они много раз изменяют друг другу, соревнуясь в изощренности и даже в некотором роде жестокости.
Диего ухитряется вступить в отношения с младшей сестрой художницы Кристиной. Фрида на какое-то время оставляет Диего, но спустя несколько месяцев снова возвращается. Но она не забывает о боли, которую причинил ей возлюбленный. Художница мстит ему связью со Львом Троцким, которому они предоставили возможность пожить в доме ее отца.
Отношения между супругами продолжают ухудшаться, и в конце концов они разводятся. Но ненадолго: на следующий год пара снова связала себя узами брака. Хотя с верностью у них по-прежнему были большие проблемы, Ривера и Кало будут вместе до самой ее смерти. Диего писал: «13 июля 1954 года стало самым трагическим днем моей жизни. Я потерял свою возлюбленную Фриду навсегда. Слишком поздно я понял, что самой удивительной частью моей жизни была моя любовь к Фриде».
По легенде, Фрида подыскала для мужа следующую жену и уговаривала актрису Марию Феликс составить ему партию после ее кончины. Диего действительно не стал долго оставаться вдовцом. Спустя год он женился на писательнице и галеристке Эмме Фуртадо — в пятый и последний раз. Но этому браку не суждено было долго продлиться: всего через два года 70-летний художник скончался от рака. Художнику приписывают высказывание о том, что жаждал подвергать женщин страданиям, а особенно тех, в которых без ума влюблен. Похоже, он остался верен себе до конца.