1. Потомственный военный
Вопрос «Кем быть?» для Коли Ярошенко решился рано и, казалось, однозначно. Мальчик родился в в 1846 году в Полтаве в семье военного — его отец дослужился до звания генерал-майора, а мать была дочерью отставного поручика. Поэтому неудивительно, что в девять лет (а по некоторым данным — в восемь) Николай был зачислен в Полтавский кадетский корпус, затем продолжил обучение в Павловском военном училище в Петербурге, а после поступил в артиллерийскую академию. После ее окончания Николай Ярошенко был направлен на патронный завод, где занял должность начальника штамповальной мастерской. На этом заводе он прослужил более двадцати лет и вышел в отставку, как и его отец, в чине генерал-майора.
2. Учителя - Зайцев, Волков и Крамской
Одновременно с военной наукой Николай Ярошенко постигал искусство рисунка и живописи. Первым его наставником в этом деле стал Иван Кондратьевич Зайцев — бывший крепостной, который окончил Академию художеств и преподавал рисование в Полтавском кадетском корпусе, где учился Николай.
В Петербурге Ярошенко посещал мастерскую Адриана Волкова, а кроме того, занимался в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художников — там он учился у Ивана Крамского.
В 1867 году Николай Ярошенко начал обучение в двух академия сразу — в Михайловской артиллерийской и Императорской академии художеств. Последнюю он посещал как вольный слушатель и окончил ее экстерном в 1874 году.
3. «Совесть» и «столп» передвижников
Во время учебы в Академии художеств Ярошенко сблизился с передвижниками и в 1876 году стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, причем сразу же был избран в правление. Он дружил с лидером этого объединения Иваном Крамским, по сути, вместе с ним руководил Товариществом в течение десяти лет, а после смерти учителя стал его идейным преемником.
В творческих кругах Ярошенко называли «совестью передвижничества».
Впрочем, когда пора расцвета Товарищества прошла, и в среде передвижников возникло противостояние — прежде всего между маститыми и молодыми художниками, — Ярошенко не смог исправить ситуацию, и даже наоборот.
Леонид Пастернак писал: «Нас, молодых художников, презрительно именовали „экспонентами“… с нами обращались вообще самым строгим образом. Дошло до того даже (в наши дни это кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал „экспонентам“ официальный „циркуляр“ с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо „желательных“, с определением даже манеры и техники исполнения…».
4. От «ночных бабочек» до ученых
Николай Ярошенко дебютировал на Четвертой передвижной выставке с картиной «Невский проспект ночью».
Мокрый от дождя тротуар, размытый свет фонарей и две женщины, подобрав юбки, жмутся к стене дома… Кто эти дамы на ночной улице, было понятно любому. Прежде художники, изображая проституток, более прозрачно намекали на их профессию.
Эта картина не дошла до наших дней, сохранились только ее фотокопии низкого качества.
Начиная с «Невского…», Ярошенко создал немало картин в бытовом жанре, но прославился он прежде всего как портретист. Причем, портреты его кисти можно разделить на две группы. Первая — это традиционные изображения известных персон. Николаю Ярошенко позировали многие знаменитые писатели, ученые, музыканты, артисты, коллеги-художники.
Другая часть работ была создана Ярошенко на стыке бытового жанра и портрета. Как передвижник, он часто выбирал для своих работ образы «униженных и оскорбленных», рабочих и заключенных, а также писал студентов, нигилистов, революционеров. Это мощные сюжетные однофигурные композиции, в которых художник по сути создал коллективный портрет эпохи.
В реакционной прессе художника жестко критиковали — и за выбор образов, и за явную симпатию к своим героям.
5. Дядя террориста
Художник не только писал портреты нигилистов и террористов — он был с ними в родстве. Известный революционер, террорист и лидер эсеров Борис Савинков приходился Николаю Ярошенко родным племянником. Революционерами (правда, менее известными) были и другие племянники Ярошенко, братья и сестры Бориса Савинкова. Все они были детьми младшей сестры художника.
6. Работа в медовый месяц
В 1874 году Николай Ярошенко женился на Марии Невротиной — слушательнице Бестужевских курсов.
После свадьбы молодые отправились в путешествие — поехали в Полтаву, а затем в Пятигорск. Там художник «изменил» жене с горами — целый месяц он писал пейзажи в Сванетии. Затем в Петербурге эти работы произвели фурор.
В то время публика знала Северный Кавказ в основном по произведениям Пушкина и Лермонтова, а вот в изобразительном искусстве Ярошенко оказался первопроходцем. Многие даже считали, что пейзаж, изображенный на полотне «Шат-гора (Эльбрус)» — выдумка автора.
Коллеги признали, что пейзажи Ярошенко пишет ничуть не хуже, чем портреты и жанровые полотна, а критик Владимир Стасов назвал Николая Александровича «портретистом гор».
7. «Ярошенковские субботы» и «Белая вилла»
Николай Ярошенко был личностью незаурядной. Современники отзывались о нем как о блестящем собеседнике, интеллектуале, честном и благородном человеке. Недаром в списке его друзей и завсегдатаев «ярошенковских суббот» в доме художника в Петербурге числился весь цвет прогрессивной столичной интеллигенции. Длинный перечень громких имен можно заменить галереей портретов этих людей кисти Ярошенко.
Эти работы широко известны, чего не скажешь о графике Ярошенко, зарисовках и дружеских шаржах, сохранившихся в музее-усадьбе художника в Кисловодске. Судя по этим работам, Николай Александрович обладал прекрасным чувством юмора.
В 1885 году Ярошенко купил дом в Кисловодске. Хозяева назвали дом «Белой виллой», построили несколько гостевых флигелей, и все друзья стали приезжать к Ярошенко в Кисловодск (кстати, гости-художники расписали «Белую виллу» фресками).
Известно, что Лев Толстой, планируя свой первый уход из Ясной Поляны, собирался найти кров именно у Ярошенко.
8. Домашний арест и служебные проблемы
В 1881 году Ярошенко написал картину «У Литовского замка». На полотне он изобразил женщину, в которой зрители узнали Веру Засулич — революционерку, совершившую покушение на санкт-петербургского градоначальника, генерала Трепова. Полотно Ярошенко было в числе экспонатов Передвижной выставки, которая открылась 1 марта 1881 года. В тот же день был убит император Александр II. Картину сразу же изъяли, а ее автора отправили под домашний арест. Его даже посетил министр внутренних дел Лорис-Меликов.
Судя по всему, за недельным арестом и беседой с министром никаких серьезных репрессий в адрес художника не последовало. Впрочем, после этого военное начальство Ярошенко выражало сомнение в том, что ему можно поручать серьезные задания, связанные с государственными интересами (об этом писала жена художника и некоторые его друзья).
Судьба полотна «У Литовского замка» неизвестна. До наших дней дошла только картина, написанная по эскизам к этой работе и получившая название «Террористка».
Николай Ярошенко принял близко к сердцу распад Товарищества передвижников. Особенно тяжело он воспринял возвращение в Академию художеств своего друга Архипа Куинджи. Позже Ярошенко начал писать полотно «Искушение Иуды».
Публицист и критик Николай Михайловский в своей книге «Памяти Н.А. Ярошенко» (1898) рассказывает, что на эскизах к этой картине в образах фарисеев автор изобразил художников, которые вышли из рядов передвижников, ну, а у самого Иуды было лицо Куинджи. Правда, Михайловский писал, что Ярошенко говорил об этом как о шутке и развлечении в процессе работы и не собирался изображать известных всем людей в финальной версии картины. Полотно было написано, впоследствии находилось в музее в Полтаве, но до наших дней не сохранилось.
11. Личная тайна
У Николая и Марии Ярошенко не было детей. Художник писал детские портреты, но Михаил Нестеров, например, считал, что эти работы и вообще картины с детьми Николаю Александровичу не удавались: «Такие интимные вещи не были доступны таланту Ярошенко, они походили больше на добросовестные, внимательные этюды».
Когда на очередной выставке была представлена картина Ярошенко «Похороны первенца», кто-то восторгался ею, кто-то ругал автора за уныние, а кто-то обратил внимание, что отец умершего ребенка на полотне внешне напоминает самого автора. Впрочем, документальных свидетельств о том, что в семье Ярошенко произошла такая трагедия, не найдено. Известно только, что за два года до смерти художника супруги удочерили четырехлетнюю девочку.
11. Горы – лекарство и гибель
У Николая Ярошенко был туберкулез трахеи, именно поэтому они с женой и обосновались в Кисловодске. Но горы, которые должны были укрепить здоровье художника, в итоге погубили его.
Ярошенко часто ходил на пленеры. Летом 1898 года он ушел на несколько километров от дома, и в горах его застала гроза. Боясь простуды, он чуть ли не бегом добрался до «Белой виллы». На следующий день ему стало плохо, и художник скончался в своей мастерской прямо возле мольберта. Причиной смерти стал паралич сердца.
12. Несчастливая судьба наследства
После смерти художника его вдова пыталась создать музей Ярошенко в стенах «Белой виллы» и учредить при галерее рисовальные классы, но ей это не удалось, и тогда Мария Павловна завещала все картины мужа, а также подаренные друзьями полотна Полтавскому губернскому земству.
Только в 1918-м Михаил Нестеров, который был одним из душеприказчиков Марии Ярошенко, добился того, что в «Белой вилле» открыли музей художника и первую в Кисловодске народную библиотеку. Однако в начале 1919-го город заняла «волчья сотня» Шкуро, и казаки разграбили музей и библиотеку.
Музей-усадьба Николая Ярошенко в «Белой вилле» был вновь открыт в 1962 году.
Что касается Полтавы, то туда, на родину Николая Ярошенко, по завещанию его вдовы были переданы более 100 его картин, его рабочие альбомы, а также коллекция работ других передвижников. На основе этого собрания в городе был создан художественный музей. К сожалению, во время войны перед оккупацией из Полтавы успели вывезти только фонды, а экспозиция осталась в музее и почти полностью погибла во время бомбежек.
На сегодняшний день в Полтавском художественном музее творчеству Ярошенко посвящены два зала. С 2008 года музей носит имя Н.А. Ярошенко.
P.S.
Астероид 4437, обнаруженный в 1983 году, в 1991-м получил имя художника. Объект «Николай Ярошенко» принадлежит к главному поясу астероидов — скоплению космических тел в пространстве между орбитами Марса и Юпитера.