12 живописцев, которые удостоились чести стать придворными художниками
650
просмотров
Вопреки мнению о том, что художники всегда бедны и непопулярны, в истории существовало множество известных личностей, которые были не только весьма богаты, но и стали любимцами при королях и королевах, жили в радость и имели дружеские отношения с правителями. Мы подготовили список из таких художников, которые были буквально нарасхват, и которые трудились не только в творческом, но и политическом русле зачастую.

1. Диего Веласкес

1. Диего Веласкес Автопортрет, 1640 год.

Этот художник оказался под королевским патронатом почти сразу после того, как прибыл в Мадрид. Случилось это, когда его пригласил граф Оливарес, примерно в 1623 году, в тот момент, когда Филипп IV взошел на престол. Буквально сразу же после этого Диего пишет его портрет, который приносит ему первую славу и ошеломительный успех. Его также назначили придворным художником, отметив, что только он будет писать портреты нынешнего короля.

Портрет инфанты Маргариты в синем платье.

Учитель художника, Франсиско Пачеко, описал этот портрет так: «Всё было точно так же, как в жизни, включая пейзаж на заднем плане. А после того, как картина увидела свет, она вызвала бурный восторг у придворных, а также зависть других художников».

После того, как поползли слухи о том, что Веласкес умеет рисовать исключительно головы людей, король решил устроить небольшой конкурс, суть которого заключалась в наиболее точном и исторически достоверном изображении изгнания морисков. Примечательно, что его выиграл именно Веласкес, которого после этого назначили камергером.

Конный портрет инфанта Бальтасара Карлоса.

В обязанности Диего входило достоверное отображение не только короля, но и членов монаршеской семьи, их окружения. Пачеко говорил: «Щедрость короля по отношению к Диего не знала границ. В королевской галерее была оборудована его мастерская, а ключ был не только у художника, но и короля, который ежедневно наблюдал, как трудится художник».

Портрет инфанты Маргариты в розовом платье.

В некоторых последующих работах Веласкес адаптирует стиль Рубенса, используя более сложные цветовые и декоративные решения.

2. Питер Пауль Рубенс

2. Питер Пауль Рубенс Питер Пауль Рубенс, Автопортрет (1623 год).

Он большую часть своей жизни занимался не только картинами, но и дипломатическими поездками, к примеру, в тот же Мадрид. Он побывал во многих европейских странах, был мастером ведения переговоров. Впервые он решился заняться этим, пребывая на службе у герцога Мантуи, когда ему едва исполнилось двадцать три года. В 1605 году Рубенс, снабженный подарками от герцога, отправился к королю Филиппу III, в надежде заполучить звание адмирала для своего покровителя.

Альбрехт VII Австрийский штатгальтер Испанских Нидерландов, 1609 год.

Спустя почти что восемь лет службы при герцоге Матуи, Рубенс получил письмо, в котором говорилось, что здоровье его старенькой матушки, проживавшей в Антверпене, сильно ухудшилось. Он попросил герцога отпустить его домой, однако тот оказался. Поэтому художник покинул город, утверждая, что после его возвращения сдастся на милость королю. Однако он так и никогда не вернулся в Италию.

Изабелла Клара Евгения, 1609 год.

После возвращения домой, Рубенса представили штатгальтерам испанских Нидерландов – Альбрехту VII Австрийскому и его любимой жене, Изабелле Кларе Евгении. Вскоре после этого он написал их совместный портрет, после которого и был назначен придворным художником. Они так хвалили Рубенса, что не только позволяли ему получать жалование, но и выплачивали определенную сумму за каждую отдельную картину. Ему также было разрешено проживать и находиться в Антверпене, несмотря на то, что сама чета жила в Брюсселе.

После гибели Альбрехта VII, его жена правила ещё около двенадцати лет. В этот период Рубенс стал не только художником, но и её доверенным послом. От её имени он отправился на переговоры с Республикой Соединенных провинций, а также побывал в Англии и Испании. Считается, что именно он в 1627 году привёз в столицу Великобритании рисунки Леонардо да Винчи, которые на данный момент находятся в монаршеской коллекции.

3. Антонис ван Дейк

3. Антонис ван Дейк Ван Дейк, Автопортрет, 1634 год.

А вот этот художник находился на службе у Карла I. Примечательно, что, несмотря на очень хорошее мнение о нём от Рубенса, оба художника числились непосредственными соперниками и частенько боролись за монаршескую милость. А всё потому, что Изабелла Клара Евгения в 1630-х годах предложила должность притворного живописца именно ван Дейку, потому, что Рубенс с начала 20-х годов отсутствовал в стране. Впрочем, художник надолго не задержался под крылом Изабеллы, и буквально через пару лет отправился в Гаагу, где начал рисовать на заказ для принца Оранского, а также для курфюрста Пфальского – Фридриха V и его возлюбленной жены Елизаветы Стюарт.

Тройной портрет Карла I, короля Англии, 1635-1636 гг.

Именно благодаря работам, которые связывали его с Елизаветой, что была сестрой Карла I, он смог очутиться при его дворе. В 1632 году художник стал называться придворным при короле, а также получил массу приятных бонусов в виде ежегодного пособия, личных покоев во дворце, замка у реки Темзы, рыцарского чина и, конечно же, признания короля, который не гнушался лично приплывать к нему в гости, чтобы наблюдать, как тот работает.

Королева Генриетта Мария, 1635 год.

Впрочем, это не помешало Антонису спустя два года уехать обратно в Антверпен. Ни один историк точно не знает, почему он так поступил. Вероятно, его вынудили семейные обстоятельства, или же желание изменить политическую ситуацию после гибели Изабеллы. Однако, по всей видимости, то, для чего он вернулся, не сбылось, а потому в следующем году он вновь вернулся в Великобританию, где умер в 1641 году от неизвестной болезни всего за несколько лет до казни короля.

Пятеро детей короля Карла I 1637 год.

4. Ганс Гольбейн Младший

4. Ганс Гольбейн Младший Автопортрет, Ганс Гольбейн Младший, 1542 год.

Ещё один британский король, а именно – Генрих VIII, был обязан всем своему художнику точно так же, как Карл I был обязан Антонису. А всё потому, что без Ганса король не смог бы стать таким знаменитым, пожалуй, даже не в слишком хорошем ключе, а британское художественное искусство оставалось бы неизведанным и малоинтересным.

Портреты монархов любых других художников изображали их в классической манере, да так, что они все походили на Тюдоров.

Генрих VIII.

Гольбейн же сумел изобразить короля так, чтобы сделать его запоминающимся, более реальным для простых людей, а также сделав его самым известным правителем христианских владений. Гольбейн также рисован и его женщин, печально известных жен, которые были убиты или обезглавлены монархом.

Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии.

О жизни и судьбе этого художника до момента его переезда в Великобританию мало что известно. Те картины, которые он рисовал при дворе, настолько восхищают и интересуют историков, что они склонны игнорировать остальные сведения о его жизни. Впрочем, известно, что Гольбейну было около тридцати лет, когда он впервые оказался в Лондоне и продемонстрировал свои работы на религиозную тематику. Также его знали благодаря некоторым зарисовкам и картинкам к текстам, а ещё благодаря картинам для церквей.

Пребывая на службе у короля, Ганс занимался украшением его интерьера в Уайтхолле.

Портрет Анны Клевской.

С 1538 года он также был постоянным членом брачных делегаций, где рисовал будущих невест короля, например, Анну Клевскую. Утверждают, будто бы после того, как монарх увидел портрет Гольбейна, на котором была изображена она, он тут же захотел взять её в жены. Однако, после того, как увидел её вживую, был весьма разочарован. Ганс чудом избежал королевской немилости, и возможно именно потому, что на этот брак короля сподвигли политические, а не сексуальные мотивы.

5. Лукас Кранах Старший

5. Лукас Кранах Старший Лукас Кранах Старший, Автопортрет, 1550 год.

Этот художник является земляком Гольбейна, и стал придворным мастером в 1505 году при курфюрсте Фридрихе III. На тот момент художнику было около тридцати трёх лет, и занимался он этим до самой своей гибели. Примечательно, что он пережил сразу нескольких правителей, включая Иоганна Твердого и Иоганна Великодушного.

Курфюрст Саксонский Фридрих III.

При дворе в Виттенберге художник рисовал не только картины, но и занимался созданием гравюр, самолично создавал украшения, оформлял различные торжества и свадьбы, турниры, а также главенствовал над другими ремесленниками. В общем целом Лукас был ответственен за всю эстетику и внешний вид дворца. Для этого он организовал собственную мастерскую, которая вскоре переехала за пределы поместья.

Иоганн Твёрдый, курфюрст Саксонии.

В 1508 году Кранах получил чин дворянина, и отправился к Маргарите Австрийской в качестве посла и дипломата. Во время этого визита он познакомился с Максимилианом I, правителем Римской империи. И благодаря этому знакомству чуть позже он совместно со своим коллегой по цеху нарисует для него иллюстрации к молитвеннику.

Портрет Иоанна Фридриха I, курфюрста Саксонского.

Кранах был известен не только как талантливый художник, но и в первую очередь как очень умный предприниматель, который умеет извлекать выгоду из любого положения. К примеру, он продал вино и бумагу, которые, скорее всего, были сделаны его учениками, а не им самим, за внушительную сумму. А на момент его смерти его состояние оценивалось в двадцать тысяч монет золотом.

6. Джотто ди Бондоне

6. Джотто ди Бондоне Полиптих Барончелли, Джотто ди Бондоне, 1330 год.

Биография этого популярного художника, который был новатором и реформатором в искусстве, а также основал одну из наиболее известных школ живописи в Италии покрыта мраком и тайнами. Наиболее известным фактором его жизни является служение королю Роберту Мудрому, который правил в Неаполе.

После того, как Джотто закончил свой известный полиптих Барончелли, в 1328 году его и его учеников пригласили ко двору, и он согласился, оставшись трудиться там на целых пять лет. Примерно в то же время его прозвали первым королевским художником и назначили жалование буквально за год до того, как он решил покинуть дворец. После этого он стал не только художником, но и архитектором, а также автором всех укреплений в городе Флоренция.

В Неаполе можно отыскать несколько работ ди Бондоне, которые сохранились и по сей день. Так, среди них кусочек фрески под названием «Ополаскивание Христа», которая располагается в соборе Санта-Кьяра, а также фреска на окнах капеллы в Кастель-Нуово. А вот более известные картины, в том числе и изображения самого короля, которые частенько упоминались при дворе, увы, не сохранились.

7. Ян ван Эйк

7. Ян ван Эйк Мадонна каноника ван дер Пале, 1436 год.

Этот фламандец трудился при дворе Иоганна III, который был герцогом Баварии. Также после его гибели он стал художником при дворе Филиппа III, что стал фактическим приемником герцога. В 1425 году Филипп пригласил мастера ко двору, где ему было назначено постоянное, ежегодное жалование. Интересно, что даже после смерти художника его вдова Маргарет получала от короля выплаты.

Более того, Филипп настолько ценил художника, что, когда его советники не успели перевести средства ван Эйку, он отправил им письмо, где настоятельно рекомендовал сделать это, ведь «иначе он сочтет необходимым оставить наш двор и податься в вольное плавание, что вызовет моё большое неудовольствие, ведь мы не найдем такого же непревзойденного мастера искусства и науки».

Такой маленький саботаж со стороны советников был легко объясним. За некоторое время до этого Филипп отменил им жалование, при этом выплаты для ван Эйка оставил нетронутыми. Более того, уточнялось, что жалование ему платят не за работы, которые он выполняет, а за непосредственную готовность работать над картинами, как только государь с ним свяжется. Примечательно также, что Филипп являлся крестным отцом ребёнка художника, и на торжество по этому случаю прислал своего представителя, что преподнес дар в виде шести кубков из золота.

К сожалению, на сегодняшний день работ художника со времен службы при Филиппе III не сохранилось. Всё, что известно, так это тот факт, что он отправился в Португалию, став частью брачной дипломатической миссии, где выполнил портрет Изабеллы, что вскоре стала женой герцога. Есть также некоторые исторические упоминания в документах, где указано, что художник привез в город Лилль целую композицию о каких-то известных произведениях, а также о карте мира, которую он делал для монарха.

8. Аньоло Бронзино

8. Аньоло Бронзино Портрет Элеоноры Толедской

Аньоло хорошо известен своими портретами в стиле маньеризма, а также тем, что трудился при дворе Козимо I Медичи, будучи его первым и главным придворным художником, а также оказав немалое влияние на портретную дворцовую живопись в целом. Своего успеха он добился не только как автор реалистичных портретов, но и в качестве художника на религиозную тематику. Главной отличительной чертой его работ является не стремление передать характер человека, а акцент на его социальный статус и сдержанность.

Портрет Козимо I Медичи в доспехах.

Наиболее тесно художник сотрудничал непосредственно с самим Козимо I, а также с его супругой Элеонорой Толедской. Ко двору Бронзино прибыл в 1533 году, буквально за несколько лет до того, как Козимо I сочетался браком с Элеонорой. Кроме картин, он создавал декорации и украшения для города во время приезда будущей герцогини, а также украсил часовню в Палаццо Веккьо с помощью изображений на тему сотворения мира и ликов святых, тем самым стараясь запечатлеть все важные и нужные моменты из жизни монарха и его супруги.

Аньоло также писал портреты Элеоноры, дважды нарисовал её с сыновьями, однако ни одного раза не изобразил её рядом с дочерьми.

9. Хосе де Рибера

9. Хосе де Рибера Магдалена Вентура с мужем и сыном, 1631 год.

Художник прибыл в город Неаполь в 1616 году, как раз тогда, когда он являлся частью Испании и управлялся её наместниками. Буквально в первые же годы ему удалось привлечь внимание к своему творчеству со стороны герцога Осуны – Педро-Тельес Хирона. По его заказу он сделал несколько изображений святых для церкви Osuna Collegiate, а также создал Распятие для собственной супруги Каталины.

Этот правитель считался весьма одиозным, а также вскоре после этого, в 1620 году, был отозван из Неаполя и заключён в тюрьму. Впрочем, карьеры Риберы это никак не коснулось: он продолжал трудиться даже при его приемниках, а также, подобно Веласкесу, проживал непосредственно во дворце.

В документах, которые датировались 1646 годом, указывалось, что Рибера – это «испанец, член монаршеской семьи, проживающий в царском дворце».

Маркантонио Падованино, консул из города Венеция, в одном из писем рассказывал, что картина Риберы «Бородатая женщина», которая изображала Магдалену Вентуру, на самом деле была написана непосредственно в покоях короля. Он также отметил, что «женщина обладает истинно мужскими чертами и лицом, имеет длинную, черную бороду, а также крупные ладони».

10. Джошуа Рейнольдс

10. Джошуа Рейнольдс Георг III.

Этот художник примечателен тем, что, в отличие от всех своих других собратьев, он не был королевским фаворитом в полном смысле этого слова. Он всего единожды написал портреты королевских особ, где изобразил Георга III и его супругу Шарлотту Стрелицкую, которые были созданы непосредственно для выставки, что проходила под протекторатом Королевской академии в Сомерсет-Хаусе в 1780 году. Эти картины даже сегодня хранятся в этой академии.

Портрет Джейн Флеминг.

Несмотря на то, что Рейнольдса по сути никто не назначал художником при монархе, он по своей сути был местным законодателем моды в искусстве, человеком, который точно знал, где следует отобразить реальность, а где использовать лесть, преподнести модель со своей картины, подчеркнуть её лучшие черты и где-то даже идеализировать её.

После непосредственного учреждения Королевской академии, Джошуа был избран её президентом и управителем, а также с королевской милости Георга III получил статус рыцаря.

11. Жак Луи Давид

11. Жак Луи Давид Наполеон на перевале Сен-Бернар I.

Тогдашние историки, записывающие биографию этого художника, зачастую относились к нему с пренебрежительностью и неприязненностью. А всё потому, что он трудился при дворе Наполеона. Примечательно, что изначально Жак все свои силы и энергию отдавал на благо французской революции, однако вскоре начал прославлять Наполеона, которого все величали самозванцем, назначившим Давида первым имперским художником.

Это никак не мешало Давиду буквально восхищаться монархом: «Как он прекрасен, какая у него голова! Она настолько совершенна в своей форме, что достойна того, чтобы её сравнивали с лучшими произведениями искусства и скульптуры Античности. Наполеон – это мой персональный Эрос».

Самая известная работа Давида заключалась в создании легендарного портрета Бонапарта на коне. Так, он был заказан непосредственно самим Наполеоном, который попросил Жака написать его портрет, полный спокойствия, на котором он восседает на безумном коне. За эту работу художник взялся с огромным рвением и энтузиазмом, в результате чего появилась картина под названием «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», что стала для многих источником вдохновения, а также отображала героя, которому подчиняются не только люди, но и природа и звери в том числе. Однако одну деталь художник решил оставить вне картины. На самом деле Наполеон не был во главе своего войска во время походов через Альпы, а последовал за ним на маленьком муле несколько дней спустя.

После того, как Бонапарт проиграл битву при Ватерлоо, что привело к восстановлению Бурбонов, Жак вынужден был в срочном порядке эмигрировать в Бельгию. Там он скончался от инсульта в 1825 году, пережив на четыре года своего главного вдохновителя.

12. Франц Ксавер Винтерхальтер

12. Франц Ксавер Винтерхальтер Луи-Филипп I Бурбонский, король Франции

Популярность Винтерхальтера при королевских дворах в Европе можно сравнить разве что с успехом таких художников, как Рубенс или ван Дейк. А всё потому, что он был универсальным художником, который трудился не при одном дворе, а при большинстве монархов со всей Европы.

Он нарисовал портреты правителей Германии, Бельгии, Испании, Португалии, Великобритании, России и других государств. Его работы вызывали безумный восторг у монархов, а всё потому, что Франц умел приукрашивать своих моделей, льстить им, подчеркивать их лучшие черты. К примеру, он всегда рисовал лучшие, самые модные платья и аксессуары, что безумно льстило дамам.

Портрет королевы Виктории.

Впервые при дворе монарха Франц оказался после приглашения со стороны герцога Баденского, Леопольда. Чуть позже он также трудился над работами для короля Луи-Филиппа I и Наполеона III в том числе. Вскоре он также познакомился с монархией в Великобритании, для которой создал свыше сотни картин и портретов.

Любопытно, что Винтерхальтер считал свою работу над портретами королей и королев временной, надеялся однажды вновь вернуться в свободное художественное плаванье. Однако его мечте не суждено было сбыться, ведь он стал, по сути, жертвой своего таланта и знаменитости. Впрочем, это ничуть не омрачало его наслаждение несметным богатством и покровительством монархов со всего света.

В продолжение темы о художниках, читайте о том, что связывало Модильяни с Ахматовой и почему жена непризнанного при жизни гения покончила с собой, будучи беременной.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится