Картина состоящая из двух независимых, но объединенных общим сюжетом частей, и по всей видимости была создана сразу же после возвращения художника из Италии, когда он находился под сильным впечатлением от увиденного там античного искусства (в особенности статуй богов и богинь древнего мира).
Примечательно, что за три года до картины, Дюрер уже создал похожее произведение в виде гравюры «Грехопадение», где события разворачиваются в лесу, на фон горного пейзажа и в окружении множества животных.
Достоверно неизвестно, частью какого именно алтаря должен был стать диптих по библейским мотивам и по каким именно причинам сам алтарь так и не был закончен, но дошедшее до наших дней произведение ждала весьма непростая судьба, связанная с его, как тогда считалось, излишней и абсолютно неуместной откровенностью.
Пожалуй, история Адама и Евы известна каждому и автор не стал отступать от общеизвестного сюжета.
Адам держится рукой за ветвь яблони, Ева же стоит уже с лежащим в руке яблоком придерживаемым змеей свисающей с дерева.
Правой рукой Ева придерживается за ветвь на которой изображена табличка с подписью автора:
«Альбрехт Дюрер, немец, создал эту картину после рождества Девы Марии в 1507 году».
Примечательно, что тела действующих лиц значительно удлинены, а головы достаточно маленькие. Некоторые критики объясняют подобную анатомию влиянием поздней готики и манерностью.
Создания триптиха «Адам и Ева» считается кульминацией поисков Дюрером идеальной красоты, гармонией абстракций и синтезом идеалов с личным видением художника.
Предполагается, что работа Дюрера первоначально хранилась в Нюрнберге, где оставались до конца XVI века, а затем была передана в Пражский замок в качестве подарка королю Германии Рудольфу II, который очень любил картины с изображением обнаженных людей.
Во время Тридцатилетней войны, войска шведов и саксов разграбили замок и шедевр оказался в собственности короля шведского.
Дальнейшие судьба диптиха была достаточно благополучной вплоть до XVIII, когда король Карл III распорядился сжечь произведение искусства так как лично считал его содержание непристойным.
Совету королевского двора, все же удалось убедить монарха передать шедевр в Академию Сан-Фернандо, чтобы он мог служить примером для обучения молодых художников.
Эта мера была принята при условии, что диптих должен храниться в зале с закрытыми окнами, доступ в который ограничен.
Впервые «Адам и Ева» стали доступны широкой публике лишь в 1833 году.