Древнее поселение расположено рядом с естественным ущельем, которое является границей между Турцией и Арменией. Такое расположение сделало его идеальным местом для защиты и одним из важнейших центров Шелкового пути. Торговля по этому маршруту соединяла восточную и западную части Азии, а затем и Европу во времена династии Хань в Китае, примерно с 207 г. до н.э. до 220 г. н.э.
Ани был удостоен звания археологического заповедника первой степени, согласно которому эта достопримечательности находится под защитой национального закона Турции № 2863 о защите культурных и природных ценностей, получив одобрение Карского регионального совета по защите культурных ценностей. Упоминая выдающиеся достопримечательности Турции, в список непременно включают это древнее поселение.
Что сделало Ани таким исключительным, так это обширные строительные проекты, выполненные за долгие годы как мусульманскими, так и христианскими правителями, а также огромное количество церквей. В период, когда армянские правители контролировали город, он был известен как «Город 1001 церкви». Хотя церквей сохранилось не так уж и много, на сегодняшний день найдено около сорока храмов.
Ани был на пике своего развития примерно в 10-11 веках, когда им управляла армянская королевская семья Багратуни, но вскоре после этого турки-сельджуки и Византийская империя разрушили то, что осталось от правителей Багратидов. Считается, что в начале 11 века население города составляло около ста тысяч человек.
Набеги монголов на Армэ в 13 веке и сильное землетрясение 1319 года привели к упадку города, после чего изменились торговые пути и город не был заброшен. Согласно ЮНЕСКО, Ани делится на три архитектурных зоны. Первая — это цитадель, в которой сохранились остатки церкви Карамадин, церковь с шестью апсидами, дворцовая церковь вместе с дворцом Камсараган, церковь Миджнаберд и церковь Сушана Пахлавуни.
Внешняя цитадель включает Храм Огня, Крепостные валы Смбата II, Дворец Сельджуков, Комплекс Эмира Эбу'ла Муаммерана и Мост Шелкового пути. Третья зона за пределами городских стен включает ручей Бостанлар и высеченные в скале здания на склоне близлежащей долины. Есть остатки религиозных статуй мусульман и христиан, а также зороастрийцев. Здесь сохранились архитектурные и художественные останки византийцев, средневековых армян, сельджуков и грузин.
Из-за культурного смешения многие новые тенденции в искусстве и архитектуре развились в течение 7-13 веков нашей эры, причем эволюция продемонстрировала множество различных типов архитектуры, используемых при строительстве церквей, военных зданий, правительственных зданий, мест для встреч и домов.
Другие здания включают церковь Св. Григория Абугамренциского, которая изначально была куполообразной, Церковь Искупителя с девятнадцатью арками и куполом, Церковь Св. Григория Тиграна Хонента, построенная в 1215 году, которая имеет наиболее хорошо сохранившиеся фрески из всех зданий и мечети Манучихра, которая находится прямо на краю обрыва и является предметом споров о том, была ли она построена как мечеть, или позже преобразована в нее.
К сожалению, старые реставрационные бригады изменили оригинальные строительные материалы. Работающие на раскопках команды в настоящий момент больше озабочены исправлением ошибок предыдущих команд, чем обнаружением новых памятников.
Министерство культуры и туризма, которое выделяет средства и отвечает за охрану этого места, разработало множество планов на протяжении многих лет и постоянно совершенствует их. Новые планы включают чрезвычайные меры против сейсмических и экологических рисков, контекстные раскопки и исследования, чтобы определить, как каждое здание связано со всем городом, улучшение условий для посетителей и другие образовательные программы.