Однако мало кому известно, что одна из самых вызывающих картин XIX века известная как «Бассейн в гареме» была создана в 1875 году Жаном-Леоном Жеромом именно по заказу будущего императора.
Но как же фантазии императора стали произведением искусства?
Александр III вступил на престол в марте 1881 года. На момент создания картины (в 1875 году) он был великим князем и по воспоминаниям современников питал страсть к коллекционированию картин, которые он собирал достаточно бессистемно, руководствуясь лишь личными предпочтениями.
Однако заказ произведения именно у Жерома был далеко не случаен. Еще при жизни художник получил известность как наиболее выдающийся представитель французского академического искусства.
Он создавал картины достаточно разнообразного содержания, но главной его страстью был Восток и античный мир, а любимыми женскими персонажами - одалиски (наложницы султана).
«Бассейн в гареме» являются одной из самых известных, но далеко не единственной картиной «банной серии» Жерома.
Изображенные события происходят внутри богато украшенной турецкой бани, где темнокожая служанка подносит кальяны наложницам султана.
В глубине банного зала заметны еще несколько женщин расположенных вокруг бассейна. Героини изображены достаточно вызывающе, раскрепощенно и практически обнаженными.
Через год после создания картина была представлена в парижском салоне. Многие критики отметили талант художника, однако само произведение получило достаточно противоречивые отзывы за «тривиальность истории и определенную непристойность образов».
По прошествии полутора веков сложно судить об истинных причинах побудивших будущего императора заказать столь откровенное произведение искусства.
Однако о неслучайности подобного выбора может говорить событие, произошедшее через десятилетие после заказа Александром Александровичем «Бассейна в гареме».
В 1885 году Александр III уже будучи императором приобрел прямо с выставки еще одну достаточно вызывающую «банную» картину авторства Жерома, более известную как «Большой бассейн в Бурсе».
В заключении стоит отметить, что на данный момент картина считается шедевром академизма и несмотря на любовь художника к Востоку, вероятно, именно не самые стандартные фантазии и вкусы Александра III легли в основу этого произведения искусства.