«Батальонъ»: правда и вымысел в нашумевшем российском фильме, который получил более 30 международных наград
782
просмотров
Полнометражный фильм, вышедший в прокат в феврале 2015 года под названием «Батальонъ», стал первым и пока единственным военным кинофильмом за всю историю российского кинематографа, получившим более 30 международных наград на различных фестивалях на трех континентах - в США, Европе и Азии!

Вместе с этим этот фильм вызвал немалый резонанс в среде критиков и взыскательных зрителей. Сам же продюсер киноленты Игорь Угольников считает, что «Батальонъ» является своеобразным послом мира, так как в картине речь идет о несовместимых вещах - женщинах и войнах.

Кадр из к/ф «Батальонъ».

Идея создания киноленты родилась после выхода на экраны фильма «Брестская крепость». Изучая причины начала Второй мировой войны, создатели фильма выяснили, что ее корни уходят глубоко в Первую мировую... В марте 1917-го по приказу Временного правительства было создано женское военное подразделение — для поднятия боевого духа русской армии, солдаты которой, отказываясь воевать с немцами, и дезертировали с передовой. Именно этот исторический факт был взят за основу сюжета 4-х серийного фильма.

На фото: Мария Кожевникова, Мария Аронова, Полина Дудкина, Валерия Шкирандо, Ирина Рахманова и Алена Кучкова - актерский состав, снявшийся в к/ф «Батальонъ».

Ради этой военной драмы Дмитрия Месхиева, приуроченной к 100-летию с начала Первой мировой войны, все участницы проекта (около 300 человек) были побриты налысо и прошли реальную солдатскую муштру, на собственной шкуре испытав все тяготы и лишения военной службы. Они стали реальным примером героической отваги и самопожертвования. В фильме на главные роли были собраны яркие отечественные актрисы - Мария Аронова, Валерия Шкирандо, Мария Кожевникова, Янина Малинчик, Анна Кузнецова, Мила Макарова, Алёна Кучкова, Ирина Рахманова, Мария Антонова, Евгения Натанова и другие актрисы.

Кадр из к/ф «Батальонъ».

Исторические события, взятые за основу сюжета к/ф «Батальонъ»

В России вначале 1917-го года февральская революция коренным образом изменила ход событий не только в затянувшихся боевых действиях на фронте, но и в жизни страны. Император Николай II отрекся от престола, а власть сконцентрировалась в руках Временного правительства... На фронтах, где изнурительное противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю велась пропаганда большевиками. Российская армия, повергнутая в анархию и хаос, стояла на пороге окончательного разложения и упадничества. Солдаты вступали в созданные большевиками солдатские комитеты, офицеров лишали права командования, голоса, а иногда и жизни. Безудержное пьянство и моральное разложение буквально царило в окопах на передовых рубежах.

EtoRetro.ru Строевая подготовка в Женском батальоне смерти.

И чтобы как-нибудь спасти положение Временное правительство для поднятия боевого духа, издает указ создать женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей службой батальон должен был подать пример храбрости, мужества и героизма, поднять дух солдат и доказать, что каждая из этих женщин-солдаток достойна звания воина русской армии.

Мария Бочкарева перед строем «Батальон смерти». г. Петроград, июнь 1917 г.

В батальон добровольцами записывались сотни женщины самых разных социальных слоев, от княгинь до крестьянок, иногда вместе с прислугой. Служить брали всех желающих, но оставались в батальоне самые выносливые. Женщины, прошедшие предварительный отбор, становились под командование георгиевского кавалера Марии Бочкаревой, которая по собственной инициативе и организовала подразделение "смертниц". Солдаток, как и полагается в армии, постригли наголо, а на гимнастерки пришили черные погоны с красной полосой и эмблемой в виде черепа и двух скрещенных костей, что символизировало «нежелание жить, если погибнет Россия».

Мария Бочкарева.

Командир батальона, Мария Бочкарева, попавшая на фронт еще в 1914 году, была личностью легендарной, невзирая на то, что ее жизненный путь начинался весьма банально. В 15 лет была выдана замуж за пьяницу, сбежав от которого, попытала женского счастья со вторым мужем. Но, увы, и с ним его не нашла: муж промышлял разбоем, и также частенько «награждал» жену побоями, а потом и вовсе был осужден за бандитизм. Когда началась Первая мировая, Мария ушла защищать Родину — единственное, что у нее осталось. Спустя время Бочкарева признавалась, что самыми радостными днями ее тяжелой жизни были именно годы службы на фронте.

Под знаменем «Батальона смертниц» Марии Бочкаревой.

В июне 1917-го Мария Бочкарева сформировала женский «батальон смерти» из выдержавших военную подготовку барышень, вымуштрованных и готовых возглавить генеральное наступление русской армии. Они должны были стать, скорее, моральным примером для мужчин-воинов. Мария так и заявляла: «Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы - женщины - только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем - лишь бы они поняли свой долг перед Родиной! Вот все, что нам нужно - привлечь внимание!»

Женщины-добровольцы из батальона смертниц во главе с Марией Бочкаревой. г. Петроград, июнь 1917 г.

Перед отправкой на фронт в батальоне числилось около 300 человек. Проводы легендарного подразделения, получившего название 1-ого Петроградского женского ударного батальона смерти, были показательны и прошли помпезно. Ему торжественно было вручено специально изготовленное знамя — золотистое полотнище с черным крестом и надписью: «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой». Саму же Бочкареву произвели в прапорщики, и генерал Корнилов вручил мужественной женщине офицерскую саблю.

Штаб женского батальона (в центре Бочкарева), июль 1917 г.

К концу июня батальон вошёл в состав 525-го пехотного полка, а вначале июля женщины впервые пошли в бой, в котором батальон понес потери: 30 убитых и 70 раненых. Тем не менее, солдатками был проявлен подлинный героизм, мужество и отвага - германские укрепления были захвачены.

Однако, несмотря на успешный военный дебют, дальнейшее использование женских подразделений в боях было признано нецелесообразным и больше в активных боевых действиях он не участвовал. А в историю Первой мировой войны батальон вошел как единственная женская часть, которая под командованием женщины-офицера воевала на российско-германском фронте. Мария Бочкарева была повышена в звании, ее фотографии не сходили со страниц российских газет и журналов. Дальнейшая судьба героической женщины была печальна: ее расстреляли чекисты в 1919 году за сотрудничество с белогвардейцами.

Бойцы женского батальона.

К слову сказать, к концу 1917 года в составе русской армии числилось еще несколько женских подразделений, которых хотели поставить в пример нашим деморализованным подразделениям, однако они на боевых рубежах задействованы не были.

К/ф «Батальонъ» (2015 год).

К/ф «Батальонъ» (2015 год). К/ф «Батальонъ» (2015 год).

Именно об этом беспрецедентном случае в мировой истории — Женском батальоне смерти — и был снят исторический 4-х серийный фильм "Батальонъ". Фильм, вышедший в кинопрокат 20 февраля 2015 года вызвал огромнейший резонанс. Споры о том настолько события отраженные в нем достоверны и правдивы, не утихают до сих пор. Мнения, как критиков, так и зрителей полярно разошлись. Сам же продюссер фильма Игорь Угольников утверждает:«Мы пытались честно рассказывать о малоизвестных событиях Первой Мировой войны, до недавнего времени считавшейся у нас забытой. Мы старались быть честными не только перед зрителями, но и перед самими собой».

Актерский состав в образах бойцов женского батальона.

В этой военной драме снимались и «звезды» кино, и театральные актрисы и актрисы непрофессиональные. Создатели картины длительное время пытались подобрать актерский состав по принципу не только внешнего сходства с солдатками Первой мировой (разумееется, с тех времен сохранилось немало фотоснимков), а и таких, которые бы соответствовали духу того мятежного времени. «Все девочки абсолютно походят на девушек с фотографий того времени, — рассказал креативный продюсер Евгений Айзикович. — И они работали не меньше, чем главные актрисы. В последний день съемок рыдали, расставаясь…»

Мария Аронова. / Мария Кожевникова.

Основной состав главных героинь и около 200 девушек из массовки жили во время съемок одним лагерем в довольно жестких условиях. Стоит ли говорить о том какие испытания, какие физические нагрузки пришлось вынести актрисам, перевоплощаясь в образы своих прототипов. Чего только стоило решиться на массовый постриг. Это был один из самых трогательных и впечатляющих моментов съемок... Девушек стригли прямо в кадре, у многих в глазах стояли слезы. Причем стрижка производилась не электробритвами, а настоящими немецкими машинками начала прошлого века. Лезвия, разумеется, были заменены на современные.

Мария Кожевникова на съемках фильма «Батальон смерти».

К слову сказать, чтобы поддержать дух актрис, головы обрили и некоторые члены съемочной группы, включая режиссера Дмитрия Месхиева.

Мария Аронова в роли Марии Бочкаревой. К/ф «Батальонъ» (2015 год).

Актриса Мария Аронова сыгравшая роль главной героини — Марии Бочкаревой, заблаговременно отменила почти все свои спектакли, и с головой ушла в съемочный процесс.

Мария Кожевникова в роли Натальи Татищевой. К/ф «Батальонъ» (2015 год).

Что любопытно, изначально яркая роль графини Натальи Татищевой, которую сыграла Мария Кожевникова, была гораздо насыщенней. Но уже во время пробных съемок, выяснилось, что Кожевникова беременна. (Съемки фильма начались практически сразу же после ее свадьбы). И актрису пришлось убрать из сцен военных баталий, требовавших серьезной физической нагрузки.

Валерия Шкирандо в роли Веры Неклюдовой. К/ф «Батальонъ» (2015 год).
Янина Малинчик в роли Дуси Гриневой. К/ф «Батальонъ» (2015 год).
Мила Макарова в роли Тони. К/ф «Батальонъ» (2015 год).
Анна Кузнецова в роли Серафимы Плужейковой. К/ф «Батальонъ» (2015 год).
Ирина Рахманова в роли Фроськи. К/ф «Батальонъ» (2015 год).
Мария Антонова в роли Евдокия Колокольчиковой. К/ф «Батальонъ» (2015 год).
Евгения Натанова в роли Ривки. К/ф «Батальонъ» (2015 год).

Многие считают, что фильм буквально пропитан чрезмерным пафосом и несоответствием исторических фактов, наигранностью и нереальностью некоторых моментов. Однако невзирая шквал негодований и обвинений, эта кинолента получила более 30 наград и номинаций на многих кинофестивалях, проводимых как в России, так и в США, Западной Европе и Азии. Вот краткий перечень номинаций: «Лучший драматический фильм», «Лучший режиссер» (Дмитрий Месхиев), «Лучший сценарий» (Илья Авраменко), «Лучшая женская роль» (Мария Аронова), «Лучшая актриса второго плана» (Мария Кожевникова), «Лучший дебют» (Янина Малинчик), «Лучший продюсер», «Лучший монтаж фильма», «Лучшая музыка к фильму», «Лучшая работа звукорежиссера», «Лучшая операторская работа».

Кадр из к/ф «Батальонъ».

По словам самих создателей картины, «Батальонъ» − это фильм о войне с женским лицом. И это лицо прекрасно, несмотря ни на что.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится