Был ли у вампирши Геллы из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» реальный прототип
956
просмотров
Исследований романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» проведено очень много. Кажется, не осталось ни одного белого пятна в этом произведении, все проанализировано и систематизировано. Практически каждого персонажа смогли идентифицировать и найти его прототипа среди реально существовавших людей. Однако в случае с Геллой к единому мнению о том, кто же стал прообразом для девушки-вампира, исследователи творчества Булгакова так и не пришли.

Загадочный персонаж

Загадочный персонаж Татьяна Школьник в роли Геллы.

Биографы и исследователи творчества Михаила Булгакова считают, что имя для барышни-вампира из свиты Воланда писатель нашёл в мифологическом словаре. На самом деле, в греческой мифологии можно обнаружить упоминание о Гелле, дочери Немфелы, богини облаков. Однако древнегреческая Гелла утонула и ни в каких злодеяниях участия не принимала. Возможно, выбирая имя для своей героини, автор руководствовался именно звучанием. Впрочем, имя Гелла встречается в других странах и народах.

Эвелина Блёданс в роли Геллы.

В черновиках писателя исследователи смогли найти несколько имён для вампирши: Ламия, Гелла, Мормолика и Эмпуза. Эти имена объединены только одним фактором: так в разной местности нарекали вампиров или приведений. В самых ранних редакциях романа Геллы вообще нет, а единственную женщину из свиты Воланда называют Мартой.

Анна Ковальчук в образе Геллы.

Геллу Булгаков наделил внешностью причудливой, но малоприятной: пятна тления, весьма уродливый и очень заметный шрам на шее, фосфорические глаза и рыжие волосы. В описании Геллы Булгаков щедро использует прилагательные, подчёркивающие сходство вампира с живым трупом.

Найти же прототипа вымышленного персонажа в реальной жизни оказалось несколько сложнее, чем в мифологии. Однако исследователи всё же рискнули сделать предположение, что у героини могло быть два реальных прообраза.

Ольга Сергеевна Бокшанская

Ольга Сергеевна Бокшанская Ольга Сергеевна Бокшанская.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что писатель наделили свою Геллу определёнными качествами Ольги Бокшанской, секретаря дирекции Московского Художественного театра. Она была старшей сестрой третьей жены писателя, той самой Елены Сергеевны, которая стала основным прототипом Маргариты из романа.

Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя.

Ольга Бокшанская уже представала перед читателями в образе Поликсены Торопецкой из «Театрального романа» Булгакова. Возможно, писатель решился использовать её образ во второй раз. Дело в том, что отношения между Булгаковым и Бокшанской не складывались, писатель испытывал неприязнь к родственнице, о чем упоминал в своих письмах.

Возможно, именно родственными связями и объясняется некая опека Геллы в отношении Маргариты в образе ведьмы и даже в роли королевы бала.

Софья Львовна Перовская

Софья Львовна Перовская Софья Перовская.

Некоторые исследователи романа Булгакова находят в прообразе Геллы след некоей знатной женщины, которая совершила преступление. Учитывая, что в ранних редакциях романа героиня была Мартой, то можно провести аналогию с тайной организацией «первомартовцев», террористов, совершивших убийство русского императора Александра II.

За это преступление была приговорена к казни и повешена вместе со своими соратниками Софья Львовна Перовская. В пользу данной версии говорит, прежде всего, тот самый уродливый шрам на шее Геллы.

Не попавшая в ад

Не попавшая в ад Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1994 год.

Гелла, в отличие от всей остальной свиты Воланда, не упоминается в сцене последнего полёта. Возможно, Булгаков не удостоил её своим вниманием в этой сцене из-за её «низшего» в иерархии нечисти положения.

Вампиры, в соответствии с фольклором, остаются в реальном мире, где есть живые люди. После того, как Воланд и его верные слуги преобразились, Гелла вполне могла вернуться к своему естественному состоянию, то есть стать обычной мёртвой девушкой.

Мюзикл «Мастер и Маргарита», 2015 год.

Впрочем, существует мнение и о том, что писатель попросту забыл упомянуть Геллу в последней сцене с нечистью. Следует также помнить, что подготовка романа к печати и его окончательная редактура осуществлялась уже после смерти Михаила Афанасьевича Булгакова.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится