Царствование Феодосия I: из-за чего святой грешник устроил резню в Фессалониках
779
просмотров
Император Феодосий правил в сложные времена, и его правление было сопряжено с огромным давлением как внутренним, так и внешним. Контроль был установлен, но ценой большого количества пролитой крови и его политические и военные успехи были в конечном счёте мимолетными. Тем не менее Феодосий был ответственен за консолидацию христианства в Империи. Возможно, именно его вера была источником его величия, положившего конец одним, и начало другим событиям.

Предисловие

Предисловие Валент Флавий - римский император в 364—378 гг.

«В анналах не зафиксировано ни одной такой бойни, кроме той, что случилась при Каннах», - таков был вердикт Аммиана Марцеллина, латинского историка конца четвёртого века, когда его повествование столкнулось с уничтожением десятков тысяч римских солдат на залитом кровью поле битвы при Адрианополе в 378 году нашей эры. Даже императору не удалось спастись. Постигнув судьбу, подобную той, что постигла Деция в середине третьего века, император Валент пал в бою, его тело так и не было найдено среди резни, учинённой врагами Рима, остготами и вестготами.

Император Грациан.

Такова была ситуация, в которой оказалась империя в конце 378 года. Вряд ли это был идеальный момент для плавного перехода имперской власти. В январе 379 года император Грациан, племянник побеждённого Валента, выдвинул Феодосия на пост Августа на востоке. Первый из его династии и основатель рода, оказавшего огромное влияние на развитие поздней Римской империи, история теперь вспоминает Феодосия как одного из Великих. Остаётся вопрос, что же дало Феодосию I, последнему человеку, правившему как Западной, так и Восточной империями, это прозвище? Жизнь этого императора — это история двух тем: религии и восстания. В бытность Феодосия императором было стремлением подчинить и то и другое.

Феодосий: Ранние годы

Феодосий: Ранние годы Золотые солиды императора Валента с реверсивным конным портретом императора, с. 367-75 гг.

Родившийся в середине третьего века, вероятно, около 346-7 года н. э., Феодосий по происхождению не сразу предположил, что его судьба заключалась в императорском пурпуре. Об этом свидетельствуют некоторые из наиболее сомнительных источников древности. Хотя он родился в Испании, некоторые из этих рассказов пытаются перенести его место рождения из центральной Испании в город Италика на юге (недалеко от современной Севильи). Это было место рождения императора Траяна, optimus princeps, или лучшего императора, и попытки создать тонко завуалированную идеологическую связь легко распознать. Тем не менее, его отец был успешным старшим офицером в армии. Феодосий Старший, которого иногда называют графом, служил в северных провинциях империи при императоре Валентинане I. Он прославился тем, что был послан в Британию для наведения порядка в провинции в 368 году после её восстания. За его успехи в восстановлении римского порядка он был удостоен звания comes rei militaris per Britanniarum, признав его командующим британскими войсками.

Император Валентинан I.

Феодосий Старший был не один в своей британской экспедиции. Его сын, будущий император, сопровождал его. Его сын тоже участвовал в более поздних кампаниях. Успешное возвращение старшего Феодосия из Британии привело к его продвижению Валентинианом на должность магистра equitum praesentalis. Он возглавлял кампании против алемманцев (370-1), сарматов в Иллирии (372) и Мавритании в Северной Африке в 373 году. В то время как его отец пытался восстановить порядок в Африке, Феодосий был оставлен командующим в Иллирии как dux Moesiae Primae.

Феодосий Великий.

Катастрофа обрушилась на семью в 375 году: Валентиниан внезапно умер, он, казалось, был так зол на некоторых посланников квади, что у него случился удар, когда он ругал их. Феодосий Старший был быстро арестован и казнён в Карфагене в 376 году. Его военные успехи, по-видимому, сделали его потенциально опасным соперником новым императорам Грациану, старшему Августу и Валентиниану II. Феодосий ненадолго оставил военную службу, вернулся на свою иберийскую родину, где женился и родился его первый сын Аркадий. Он вернётся на передовую линию империи в 378 году, когда его назначат Магистром Эквитум на границе с Дунаем.

Разделённая империя

Разделённая империя Золотая монета солидус Феодосия I с изображением персонификации Константинополя на реверсе, с. 388-93 гг.

Смерть Валента среди резни и кровопролития на полях Адрианополя поставила его преемника в затруднительное положение. Грациан был старшим сыном императора Валентиниана I, при котором Феодосий Старший служил с таким отличием. После своего вступления в ранг Августа в 367 году н. э. Грациан принял командование западной половиной империи, в то время как Валент правил востоком. Он спешил на восток, чтобы помочь Валенту, когда до него дошла весть о смерти императора. Столкнувшись с реальностью, что один император не сможет справиться с давлением, связанным со стабилизацией имперских границ на нескольких фронтах, Грациан назначил Магистра Эквитума Феодосия своим коллегой. Разделение империи на эти сферы влияния использовалось ранее, особенно при Диоклетиане и тетрархии. Произошло некоторое примирение с отцом Феодосия, обожествлённым как Отец Дива Феодосия (Божественный Отец, Феодосий).

Основание колонны Феодосия в Константинополе.

Как император на востоке, Феодосий I правил из Константинополя. Город всё больше начинал вытеснять Рим как опору империи с тех пор, как Константин сделал его своей столицей в 330 году нашей эры. Его пребывание здесь часто прерывалось чередой войн, в которых он сражался, защищая империю. Тем не менее, он производил неизгладимое впечатление на столицу империи. Феодосий наиболее тесно связан с Колонной Феодосия, колоссальным почётным памятником, который должен был занять центральное место на новом форуме Феодосии. Вырезание памятных мест в городском пейзаже было обычным делом для римских императоров, включая образцы классической имперской власти: Августа и Траяна, чьи соответствующие форумы доминировали в центре Рима. Колонна и Форум, какими бы впечатляющими они ни были, бледнели по сравнению с колоссальными Феодосийскими стенами, однако, наряду с впечатляющими Золотыми воротами, самыми великолепными из многих въездных путей в город.

Феодосий на войне

Феодосий на войне Магн Максимус

Правление Феодосия I было омрачено несколькими войнами, а также давлением готов, которые заявили о своём праве быть серьёзно воспринятыми после событий в Адрианополе. Феодосий сыграл большую роль в прекращении готских войн, которые начались с массового переселения готов на берега Дуная, когда они бежали от гуннов. Войны продолжались и после поражения при Адрианополе до такой степени, что только в 380 году Феодосий действительно смог войти в Константинополь. В конце концов готы обосновались в Паннонском регионе империи. Там их оставили бы на произвол судьбы вместо того, чтобы интегрировать в римское государство, но от них ожидали бы защиты этих важнейших пограничных территорий.

Статуя Валентиниана II.

И Грациан, и Феодосий были вовлечены в эти переговоры. Тем не менее, великолепие столицы империи (конференция между римскими и готскими лидерами состоялась в Константинополе), и уважение, которое он оказал их лидерам, помогло довести переговоры до благоприятного завершения. Феодосий скоро вернулся на войну. В Британии солдаты Магнуса Максимуса провозгласили его императором. Выдающийся солдат, возможно, служивший под началом старшего Феодосия в начале 370-х годов, Магн был ответственен за смерть Грациана в 383 году. Побеждённый под Парижем, свергнутый император бежал на юг только для того, чтобы быть убитым в Лионе. Магн двинулся дальше, намереваясь завоевать Италию и свергнуть Валентиниана II, в тот момент ещё совсем мальчишку.

Золотой солидус Магнуса Максимуса с изображением императора с военным штандартом и Победой на глобусе, 383-88 гг.

Загнанный в тупик на поле битвы, Магн был приглашён за стол переговоров Амвросием, епископом Миланским. В 384 году было решено, что Магн будет признан Августом на Западе. Он будет править из города Тревес (современный Трир) на территории, охватывающей Британию, Галлию, Испанию и Северную Африку. Узурпатор оказался эффективным императором и сильным защитником христианства. Однако его честолюбие привело его к конфликту с Феодосием.

Снова выступив против Валентиниана II в 387 году, он изгнал императора из Милана и привёл ко двору Феодосия. Мобилизованные вместе, они нанесли ответный удар и вторглись на западные территории. Поражения дорого обошлись Магну, особенно битва при Поэтовио в 388 году. Он сдался в городе Аквилея, но его просьбы о пощаде были проигнорированы, и он был казнён, а его память осуждена.

Создание императорской династии

Создание императорской династии Фавориты императора Гонория, Джон Уильям Уотерхаус, 1883 год.

Победа над Магнусом Максимусом принесет империи лишь временный мир. Следующая критическая точка правления Феодосия наступила весной 392 года. Затем Валентиниан II умер при несколько загадочных обстоятельствах в Вене. Он был найден повешенным в своих покоях и ходили слухи, что это самоубийство императора было частью заговора, спровоцированного Магистром Милитумом Арбогастом, с которым Валентиниан ранее конфликтовал. Феодосий был теперь единственным оставшимся в живых взрослым императором. Сам Арбогаст из-за своего не римского происхождения (он был франком) не мог быть провозглашён императором. Вместо этого роль досталась Флавию Евгению, учителю риторики, по словам Зосима. Хотя Евгений был якобы христианином, похоже, что его правление привело к некоторым шагам по реинтеграции традиционного римского многобожия в империю. Это поставило его на путь столкновения с непоколебимым христианином Феодосием.

Поздняя империя: Гонорий, Жан-Поль Лоран, 1880 год.

Второй сын Феодосия I, Гонорий, был возведён в сан Августа в начале 393 года. Теперь, правя вместе со своими двумя сыновьями, складывалась новая политическая реальность: династия Феодосиев теперь управляла империей. Евгению нельзя было позволить оставаться императором. Решающая битва произошла в западной Словении, в битве на реке Фригидус (ныне Випава) в 394 году. Несмотря на неспособность армии Феодосия одержать победу в первый день штурма, божественное вмешательство, по-видимому, помогло им перехватить инициативу со второй попытки. Утверждается, что Бора, иногда опустошительно сильный ветер с Адриатического моря, поднялся и подул прямо на силы Евгения, оставив их неспособными организовать подходящую оборону.

Поэтическая вольность летописцев этой битвы здесь весьма вероятна, но погода, безусловно, повлияла на повествования об этой битве, поскольку она противопоставила истинную христианскую веру язычеству. Руфин даже сравнил её по важности с победой Константина в битве у Мильвианского моста в 312 году. Когда их армии были разбиты, Евгений был схвачен и казнён. Арбогаст, инженер восстания Евгения, сумел бежать, но покончил с собой вскоре после поражения при Фригидусе. Среди кровопролития и подтверждения власти Феодосия молодой лидер готов Аларик служил в войсках Феодосия против Евгения. Его возвышение к известности наступит позже, во многом в ущерб Аркадию.

Триумф христианства

Триумф христианства Храм тибуртинской Сивиллы, 1650 год.

Репутация Феодосия I как Великого, вероятно, частично проистекала из его преданности христианству и его влияния на развитие веры в Империи. Его защита христианских верований и обычаев рассматривалась как центральное место в наследии его победы над Евгением, даже исходя из того, что война была оправдана по религиозным соображениям. Христианство, которое защищал Феодосий, однако, было далеко не единой религией. Богословские дебаты окружали религию со времён правления Константина, особенно в напряжённых отношениях между никейскими и арианскими христологическими спорами. Никейский символ веры, согласно которому Иисус Сын был равен Отцу и имел одну сущность с ним, был установлен на Никейском соборе в 325 году во главе с Константином, а в 380 году это было вновь подтверждено так называемым Фессалоникийским эдиктом. В свою очередь этот указ сделал никейское христианство государственной религией Империи. Он также осудил другие вероучения, такие как арианство, и сделал их преследование приемлемым.

Посвящение новой Девы-весталки, Алессандро Маркезини, 1664-1738 гг.

Указ сохранился в Кодексе Феодосия, большом собрании римских законов, изданном с 312 года (т. е. при христианских императорах), которое было составлено во времена правления Феодосия II и Валентиниана III. Указ фактически привёл к утверждению православия и совпал с крещением императора. Другим бенефициаром был Григорий Назианзин, который был назначен Константинопольским патриархом. Наряду с этим укреплением христианства Феодосий также расправился с языческими религиозными практиками. Серия указов, изданных между 389 и 391 годами, фактически прозвучала похоронным звоном язычества: храмы были закрыты, священный огонь в храме Весты в Риме был потушен, орден весталок-девственниц распущен, а многие выдающиеся языческие места подверглись нападению.

Резня в Фессалонике

Резня в Фессалонике Император Феодосий I приказал убить семь тысяч жителей города, Ян Лёйкен, 1701 год.

Если город Фессалоники (современные Салоники) дал своё название одному из коронных триумфов Феодосия, то он также стал синонимом императора в его низшие годы. Самый печально известный момент правления Феодосия наступил в этом северном греческом городе в 390 году. Население взбунтовалось в гневе против командира местного гарнизона Бутерика (Батерич), который был готом. Бутерик вызвал гнев жителей города, арестовав возничего. Они ответили линчеванием командира и беспорядками. Феодосий избрал в качестве курса действий явную демонстрацию имперского гнева, возмездие, направленное на восстановление императорской власти. Граждане собрались на ипподроме в Фессалониках, продолжая протестовать. Именно тогда были выпущены имперские солдаты для подавления восстания. Всего за три часа жестокого кровопролития в городе было убито до семи тысяч человек, включая женщин и детей.

Богослов пятого века Феодорит.

Богослов пятого века Феодорит приводит один из наиболее ярких рассказов о событиях в своей «Церковной истории» (5.17): «Император был вне себя от гнева, когда услышал эту новость, и не смог вынести порыва своей страсти... Множество людей было скошено, как колосья во время прилива урожая».

Хотя это одна из определяющих особенностей правления Феодосия, императорский надир и пятно на его историческом наследии, среди историков по-прежнему много споров о том, действительно ли произошла резня в Фессалониках. Во время резни император не находился ни в Фессалониках, ни в восточных провинциях империи, в то время двор Феодосия находился в Медиолане (Милан). Поэтому остаётся спорным вопрос о степени участия императора в развернувшихся событиях.

Кающийся Император

Кающийся Император Святой Амвросий, запрещающий Феодосию посещать Миланский собор, Сэр Антонис ван Дейк, 1619-20 гг.

Одна из главных причин стойкости Фессалоникийской резни в историческом воображении заключается в том, как она проложила путь для демонстрации новой иерархии. В этом новом порядке вещей власть императора была подчинена духовному. Епископ Милана Амвросий, видная, хотя и несколько надоедливая фигура при дворе Феодосия, был потрясён событиями в Фессалониках. Епископ увещевал императора, запрещая ему причащаться, пока он не покается в этом великом грехе. Отлучение от церкви любого императора, не говоря уже о человеке, ответственном за установление христианской ортодоксии, было мощной демонстрацией новой иерархии власти в Христианской Римской империи. Это было оценено в искусстве на протяжении веков, с изображением бородатого епископа, не пускающего могущественного римского императора в церковь, блокирующего дверь, что больше всего похоже драматический вымысел.

Святой Амвросий, отталкивающий императора Феодосия, Иоганн Якоб Турнейсен Старший, 1652-1711 гг.

Говорят, что Амвросий посоветовал императору покаяться за свои преступления, отдав приказ (или, по крайней мере, не остановив) резню в Фессалониках. Император завершил восьмимесячную епитимью и был допущен к причастию только на Рождество 390 года в Милане. Простирание императора перед Богом образно запечатлено в рассказе Феодорита:
«Лёжа ничком на земле, он издал крик Давида: «Душа моя рассыплется в прах».... Он рвал на себе волосы, бил себя по голове, осыпал землю каплями слёз и молился о прощении».

Следует отметить, что многие действия по борьбе с язычеством и дальнейшему продвижению христианства, по-видимому, произошли после покаяния императора.
Какими бы ни были реалии этого события, эта мифологизация была важна, создавая повествование об образцовых церковных действиях, императорском покаянии и благочестии.

Феодосий I и Галла Плацидия

Феодосий I и Галла Плацидия Галла Плацидия.

Феодосий умер в феврале 395 года. Страдая от отёков, он скончался в Милане, где состоялись похороны с панегириком, произнесённым Амброзием. Тело бывшего императора было перевезено в столицу империи, где он был похоронен в ноябре в церкви Святых Апостолов. К несчастью для императора, его наследие было запятнано неумелостью его наследников мужского пола, Аркадия и Гонория. Два сына правили двумя половинами империи, Аркадий - востоком, а Гонорий - западом. Это продолжалось до конца империи на западе в 476 году, такое административное деление не способствовало постоянной стабильности. Кроме того, проблемы, с которыми империя сталкивалась из-за внешних угроз, усугублялись внутренним давлением братского соперничества. Действительно, Гонорий был императором, когда сам Рим был разграблен в 410 году. Впервые более чем за восемьсот лет город пал.

Вид мозаики в мавзолее Галлы Плацидии

Хотя сыновья Феодосия были не столь впечатляющи, как их отец, этого нельзя сказать о его дочери Галле Плацидии. Немногие фигуры в истории поздней Римской империи занимали столь заметное место на политическом ландшафте, как Галла Плацидия, дочь Феодосия от второго брака. Она была женой Атаульфа, короля вестготов, а затем императрицей, после её брака с Констанцием III, императором запада, в 421 году. Она также была матерью и советником императора Валентиниана III.

Наряду с её политическим влиянием в бурные последние десятилетия западной империи, Галла, пожалуй, наиболее известна своими славными общественными работами, которые она выполнила по всей империи, включая восстановление Базилики Святого Павла за пределами Стены в Риме и церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Её наследие лучше всего сохранилось в её работах в Равенне, включая Мавзолей, который она построила для себя, был украшен некоторыми из лучших мозаик римского прошлого.

О том, почему одни восхваляли Гипатию александрийскую, а другие – ненавидели, читайте в следующей статье, в которой рассказана печальная история о жизни женщины-философа древнего мира. 

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится