Развод – позор, и какие причины могли его оправдать
Церковь не одобряла разводы. В этом кроется причина того, что бракосочетание стали проводить при свидетелях и обязательно в храме. До этого, в первые века христианства, церемония могла быть организована дома, по желанию — в церкви, без скопления народа. Но самовольные разводы стали последней каплей и все изменилось.
Но все же в средневековой Руси к разводам относились лояльно. Как это происходило на самом деле сказать сложно, однако нет никаких письменных подтверждений и народных источников, которые могут это подтвердить или же опровергнуть. Но исследователь Терещенко уверен в том, что до момента укрепления христианства общество придерживалось языческого восприятия брачных уз.
Позднее развод приравняли к позору. Но лазейки все же оставались, так как «управляла» официальными браками и разводами церковь, и она же определяла причины, по которым супруги могли прекратить брак.
Что же Святейший Синод считал уважительными причинами для развода? Это мог могли быть: бесплодие женщины (церковь это одобряла, так как целью брака в старорусском обществе было появление потомства, а семья без детей считалась несчастной и даже порочной), мужская несостоятельность (такой брак мог быть расторгнут только после «испытательного» срока, который составлял три года), блуд, уход одного из супругов в монашество, пропажа без вести или же нахождение одного из участников в плену, склонность к воровству, серьезные разногласия между супругом и родственниками супруги, финансовая несостоятельность мужа (сюда включались добрачные долги мужа, которые препятствовали достойному содержанию супруги и приводили семью к нищете) и некоторые другие.
Юридически достаточным поводом для развода законодательно был утвержден такой поступок, как недонесение о госизмене (покушения на князя). Но воспользоваться таким поводом мог только мужчина. Скорее всего этот пункт относился к лицам при княжеском дворе, то есть к представителям класса феодалов, или же к княжеским холопам на административных должностях.
Блудные мужья, сумасшествие и другие причины, которые следовало подтвердить, а также когда женщина могла снова выйти замуж
Кажется, перечень достаточно большой. Но порой добиться от церкви разрешения на развод людям не удавалось. Например, в работах историков упоминается князь Василий III. В 1525 году он расторг брак с Соломонией Сабуровой. Причиной было указано бесплодие женщины. Но перед этим князь обращался к восточному патриарху, чтобы получить разрешение на развод. Василию было отказано. А вот что касается митрополита, то от него было получено одобрение. Потому ходили слухи, что причиной было вовсе не бесплодие Соломонии.
Так что на каждый случай могли быть свои исключения. Например, здоровье. Есть данные, что Митрополит Даниил говорил, что умопомешательство — это неубедительная причина для развода и призвал современников не считать ее достаточным основанием. И что следует установить одну причину, которая может быть весомой, а именно «блудные мужья». Может показаться, что речь идет о разврате, но это не так. Тут говорится о пропавших без вести. Но и тут все не просто! Если у женщины пропадал супруг, то она не имела права вступать в другой брак три года с момента признания мужа «блудным».
Интересно, что право требовать соблюдения супружеской закреплялось церковью только за мужьями, а супружеская измена жены была весомым поводом для расторжения брака. А мужу-изменнику достаточно было заплатить штраф.
Нередко женщины, доведенные до отчаяния суровым, жадным или глупым мужем, выбирали самовольный развод и убегали к любовнику (если он был). Эта ситуация приравнивалась к расторжению брака, а женщины получали статус «вольноотпущенные». Но бунтарку могли ждать неприятности в виде ссылки в монастырь для покаяния. А любовника — лишь штраф митрополиту.
Штрафы и компенсации за роспуст
Отчаявшись найти уважительную причину, люди решались на самовольный развод. Это подтверждено не только запретительными актами, которые дошли до современности, но и тем, что в них был целый перечень наказаний за роспуст. Например, когда мужчина был инициатором развода, и законных оснований выявлено не было, ему следовало заплатить 12 гривен епископу. А если женщина решалась на уход от мужа и выбирала себе нового мужа, то и платить за нее должен был последний. В этом случае новоиспеченный супруг уплачивал митрополиту так называемую «продажу», что на современном языке означает штраф.
Если самовольный развод предпринимал мужчины, то ему не удавалось отделаться только «продажей» в пользу церкви. Нарушитель также платил за моральный ущерб, который назывался «сором». Сумма определялась исходя из того, каким было материальное состояние семьи и статус мужчины.
В Уставе князя Ярослава говорилось, что высокопоставленный боярин должен заплатить митрополиту пять гривен золотом и три гривны за сором. «Меньшие» бояре должны были приготовить гривну золота для митрополита, простые люди — 12 гривен митрополиту. Немалые суммы, между прочим, ведь в 12 веке хорошая корова стоила примерно 1-1,5 гривны. Да, размер штрафов впечатляет.
Что касается простых людей, то нередко они вступали в брак вне церкви, приглашая скоморохов с их «плясанием и гудением». Штраф за развод для невенчанного брака был в 2 раза меньше, чем штраф, который должен был быть уплачен за самовольное расторжение брака церковного. Сегодня для расторжение брака нужно всего лишь заплатить небольшую госпошлину. По сути, никого не интересует, почему люди решили развестись.