Четыре художника, которые покорили публику, но оказались мистификацией
457
просмотров
Мир изобразительного искусства просто огромен. Что-то уже давно успело стать классикой, а чьи-то картины до сих пор вызывают диспуты по поводу их художественной ценности. Но куда интереснее тот факт, что было четыре талантливых художника, картины которых продавались на аукционах за круглую сумму. Вот только ни один из этих художников на самом деле никогда не существовал. Это гениальные аферы, ставшие настоящим разочарованием для поклонников.

Нат Тейт

В 50-60-х годах в Нью-Йорке внезапно обрел популярность талантливый художник-экспрессионист Нат Тейт (1928-1960). В его жизни были все компоненты успеха не принятого обществом творца: сначала попытки вырваться из нищеты, потом разочарование в собственном таланте, проблемы с алкоголем, скандальное прошлое и подражание Гоголю — часть своих картин Нат безжалостно сжег. 99% творчества Тейта было уничтожено после чего он сбросился с парома на Стейтен-Айленде.

Предполагалось, что отец Тейта утонул, возможно, поэтому он так любил рисовать мосты.

Весьма печальная судьба и душераздирающая история. Вот только в этом нет и слова правды. Нат Тейт с момента своей жизни и до самой своей трагической кончины был выдумкой писателя Уильяма Бойда. Даже «единственный сохранившийся портрет» Тейта — это не более чем старая фотография неизвестного мужчины, купленная за гроши в лавке старьевщика.

Обман Бойда могли бы моментально раскрыть, если бы он не следовал заповеди «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дэвид Боуи помог издать «биографию» Тейта, написав в послесловии, что это его любимый художник. Гор Видал со смехом разрешил «цитировать» себя в книге, а официальный биограф Пикассо «припоминал», как Тейт приходил в гости к художнику.

Внезапно Тейт зажил своей жизнью. О нем писали в газетах, сплетничали в гостиных, равнодушных не осталось. Бойду даже пришлось написать несколько картин, выдав их за творение Ната. В 2011 году одна из них была продана на аукционе «Сотбис» чуть более чем за семь тысяч фунтов стерлинга. Боуи пожертвовал всю сумму в фонд помощи бедным художникам, предположив, что Тейт бы одобрил подобное решение.

Джузеп Торрес Кампаланс

Еще один «друг» Пикассо, талантливый кубист Джузеп Торрес Кампаланс мигрировал из родной Каталонии в Париж. Скорее всего, он переехал вслед за своим наставником, коим считал Пабло Пикассо.

Макс Об стал официальным биографом Кампаланса. Он описывал, как истовый католик и антибуржуазный анархист Кампаланс кутил ночами напролет со своими парижскими друзьями, позволил Пикассо отвести себя в публичный дом для более близкого знакомства с красотами женского тела и даже воевал с другими кубистами за место под солнцем.

Примеры картин Кампаланса стали доступны общественности сразу после выхода книги Макса Оба.

Восемь лет Кампаланс безустанно творит в шумном Париже, рисуя одну картину за другой. В какой-то момент художник разочаровался в своем творчестве, оборвал все связи и перебрался в Мексику, где жил в горах отшельником.

Образ получится живой и очень объемный. Хватало и упоминаний в мемуарах реально существовавших людей, причем даже некий документальный след жизни после Кампаланса оставался. Поговаривали, что Кампаланс не просто существовал, но и мог играть центральную роль в процессе создания первых кубистических произведений.

В 1958 году выяснилось, что Торрес Кампаланс был фикцией. Макс Об заявил: это не его вина, что кто-то спутал роман с реальной биографией. А все «доказательства» жизни Кампаланса назвал шуткой, вымыслом и порождением перфекционизма.

Пьер Брассо

Пьер Брассо не был литературным персонажем. Собственно, он даже человеком не был. Но обо всем по порядку.

В феврале 1964 года на выставке в Гетеборге, Швеция, появились четыре картины ранее неизвестного французского художника-авангардиста по имени Пьер Брассо. Критики были в восторге от его смелых мазков и владения кистью. Картины попали на первые полосы газет, а начинающие художники старались перенять его стиль.

Пьер Брассо, он же шимпанзе Питер, больше всего любил кобальтово-синий цвет.

Даже профессионалы купились на мистификацию и пели дифирамбы новичку в мире ИЗО. Правда, никто из них не догадывался, что Пьер вовсе не Пьер, а Питер. Более того, это была обезьяна.

Шведский журналист Эке Аксельсон решил проверить искусствоведов, заодно высмеяв современное искусство в целом. Все картины, представленные на выставке и так полюбившиеся критикам, были написаны шимпанзе Питером.

Это не только стало камнем в огород всех «профессионалов», которые считали себя вправе судить других. Данная ситуация продемонстрировала, что даже шимпанзе способен творить современные «картины». Если уж обезьяна научилась за пару дней не есть краску, а использовать ее по назначению, то можно ли считать достоинством тот факт, что люди способны творить с ней на уровне?

Иоахим-Рафаэль Боронали

Художник со сложным, но красивым именем Иоахим-Рафаэль Боронали был талантливым генуэзским художником-футуристом. По слухам, он был завсегдатаем парижских кабаре, а в своем манифесте настаивал на радикальных поступках, таких как разрушение музеев, попрание доктрин и отказ от правил в живописи.

Картина «Заход солнца над Адриатикой» кисти Боронали вызвала настоящий переполох среди парижских живописцев. Ее художественная ценность была признана не только критиками. Обычной публике тоже стало интересно, кто такой этот таинственный Боронали. Популярность картины достигла таких высот, что на выставке ее разместили между полотнами Матисса и Руссо.

Видимо, хвост осла способен творить шедевры ничем не хуже современных художников-людей.

На той же выставке картина была продана за 400 франков, практически целое состояние для платы за работы новичка в художественной сфере. Для сравнения, тот же Модильяни в жизни не получал такую сумму за свои картины. А ведь он действительно существовал.

Выяснилось, что и в этом случае художник был не человеком. Только в отличие от картин Брассо, тут рисовал осел, а не шимпанзе. Владелец того самого кабаре, «завсегдатаем» которого по слухам был Боронали, вместе с нотариусом, журналистом и критиком Андре Варнодом поставил ведра с красками возле своего осла Лоло.

Мужчины привязали кисть к хвосту осла. «Художественная машина» приводилась в движение очень просто: ослику предлагали его любимое лакомство, он и начинал радостно вилять хвостом, непроизвольно рождая очередной «шедевр».

Когда в газете появилось честное заявление от всех участников в том, что Боронали самый настоящий осел, на них чуть не подали в суд за оскорбление чести и достоинства талантливого живописца. Пришлось доказывать, что «осел» в данном случае суть и вид художника, а не ругательство. Несмотря на признание в авторстве, последний владелец картины застраховал ее на 5 миллионов франков.

Судьба у ослика сложилась крайне неудачно. После кончины хозяина Лоло забрали работать на ферму, где вскоре он утонул в пруду.

Подделки в мире искусства давно не редкость. С каждым годом появляются все новые способы раскрыть обман. Современная наука и знания древности помогают определять подлинность картин великих мастеров прошлого. Пусть искусство является понятием скорее субъективным, нежели объективным, но любоваться подделкой не хочется никому.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится