В настоящее время картины считаются шедеврами изобразительного искусства, но мало кому известно, что в их основу, вероятней всего, легли весьма неуместные фантазии католического кардинала.
Несмотря на то, что миф о принцессе Данаи родившей ребенка богу Зевсу известен еще с античных времен, сама история являлась лишь поводом для изображения обнаженной женской фигуры.
О том, что работа Тициана пользовалась большим спросом, можно судить даже по тому, что в мастерской художника было изготовлено не менее шести вариантов картины, которые, тем не менее, несколько разнятся в деталях.
Сама же сладострастная фигура Данаи остается практически неизменной в независимости от произведения, и, вероятно, выполнялась с одного студийного рисунка.
Другие же элементы значительно различаются. К примеру, в первой версии, хранящейся сейчас в Неаполе, и написанной между 1544 и 1546 годом вместо старухи изображен Купидон.
Но откуда же появилась самая первая картина и причем тут кардинал?
Достоверно известно, что первая версия была написана по заказу католического кардинала Алессандро Фарнезе, считающегося не только видным религиозным деятелем, но и покровителем искусств, а так же ценителем художественных произведений весьма откровенного характера.
Помимо явной откровенности самого образа, примечательной особенностью первой версии является крайне индивидуализированное лицо героини.
Эта особенность сохраняется и во всех последующих копиях.
По наиболее распространенной версии, известной еще со времен создания произведения, моделью для создания «Данаи» являлась одна из куртизанок, которая к тому же формально считалась монахиней с которой кардинал состоял в весьма близких отношениях.
Что весьма неудивительно с учетом того, что еще при жизни Алессандро Фарнезе часто обвиняли в злоупотреблении высоким положениям в угоду далеко небогоугодным делам и похотям.
Многие современные искусствоведы склонны считать, что всё произведение основано исключительно на весьма необычных и явно неуместных для религиозного деятелях фантазиях (изображение купидона лишь подчеркивает явный любовный акцент картины), о содержании которых можно лишь догадываться.
В заключении стоит отметить, что религиозную карьеру Фарнезе спасло лишь то, что шедевр Тициана хранился в личной коллекции кардинала и не был доступен для просмотра широкой публике, что в противном случаи вызвало бы крайне много вопросов, как со стороны простых верующих, так и консервативных католических деятелей.