Дизайн жизни Уильяма Морриса: чем декоратор викторианской эпохи прославился на весь мир, и какими его идеями пользуются в наши дни
0
1,318
просмотров
Основатель Движения искусств и ремёсел Уильям Моррис писал стихи и романы, был известен своими революционными идеями в области дизайна и многим другим. Он прославился как политический активист, а также стал одним из самых величайших дизайнеров викторианской эпохи, разработав сотни замысловатых узоров на обоях и текстильных изделиях в своём фирменном стиле ручной работы.

Краткая биография

Краткая биография Уильям Моррис.

Уильям родился в Уолтемстоу, Восточный Лондон, в 1834 году и был третьим из девяти детей, родившихся в богатой семье. Он наслаждался беззаботным детством в английской сельской местности и престижным частным образованием. В юности Уил поступил в Эксетерский колледж в Оксфорде, чтобы изучать теологию. Вскоре он был увлечён работами искусствоведа Джона Раскина, который утверждал, что художники должны наблюдать за природой, а не копировать Старых мастеров, как это было стандартной практикой для прекрасных художников в академической подготовке. Уил также был очарован средневековой историей, которую мог предложить Оксфорд, и всё больше разочаровывался в Англиканской церкви, в конечном счёте решив посвятить свою жизнь искусству, а не религии.

Клубничный вор (мебельная ткань), Уильям Моррис, 1883 год.

Во время учёбы в университете он на всю жизнь подружился с художниками-прерафаэлитами Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Берн-Джонсом. Будучи студентами, Джон Раскин поручил им написать фрески, вдохновлённые средневековыми сказками о короле Артуре, рассказанными Альфредом Лордом Теннисоном, для Оксфордского студенческого союза. Одна из моделей этого проекта, Джейн Бёрден, привлекла внимание как Россетти, так и Морриса. В итоге, девушка вышла замуж за Уильяма, продолжая поддерживать близкие отношения с Габриэлем в течение десятилетий. И Уильяму ничего не оставалось, как с этим смириться.

Движение «Искусств и ремёсел»

Движение «Искусств и ремёсел» Красный дом — важное для движения «Искусств и ремёсел» здание, построенное в Англии, в деревне Аптон графства Кент. Архитекторы: Филип Спикмен Уэбб, Уильям Моррис.

Возможно, самым значительным из многих достижений Уильяма является его участие в создании Движения искусств и ремесёл в Британии викторианской эпохи. Главной целью этого движения было реформировать траекторию дизайна и декора, которым, по словам Морриса, не хватало качества и целостности из-за фабричного производства. Движение искусств и ремесёл возродило традиционные методы текстильного искусства, которые устарели из-за машин, включая ручную вышивку, ткачество и натуральное окрашивание. Оно также стремилось повысить статус ремесленников и народных художников, которые на протяжении веков занимали нижние ступени иерархии изобразительного искусства или чей художественный вклад полностью игнорировался при создании мебели и декоративных предметов.

Мебельная ткань, Уильям Моррис, 1884 год.

Философия и эстетика Уильяма, и Движение искусств и ремёсел быстро завоевали популярность во всей Европе и в Соединённых Штатах в начале двадцатого века. В то время как подъём модернизма в конечном счёте превзошёл Движение искусств и ремесел по популярности, современные дизайнеры интерьеров всё ещё признают его жизненно важное влияние.

Промышленная революция

Промышленная революция Фруктовый сад (гобелен), Уильям Моррис, 1890 год.

«Помимо желания создавать красивые вещи, - писал Уильям, - главной страстью в моей жизни была и остаётся ненависть к современной цивилизации». Вместо того чтобы принять образ жизни и культурные нормы, привнесённые Промышленной революцией, им двигала ностальгия по Средневековью, которое, по его мнению, было более общинным и связанным с природой, чем общество викторианской эпохи. Он погрузился в древнескандинавские саги, рыцарские легенды о короле Артуре и пьесы Уильяма Шекспира для вдохновения.

Красавица Изольда, Уильям Моррис, 1858 год.

Уил также отверг популярные тенденции в отделке интерьеров своего времени. Он считал, что основное текстильное искусство и предметы домашнего обихода слишком далеко отошли от принципа дизайна «форма следует за функцией», который диктует, что форма и внешний вид объекта должны напрямую соотноситься с его предполагаемым использованием, и что дизайнеры должны учитывать присущие им качества материалов, которые они использовали, вместо того, чтобы маскировать их чрезмерным орнаментом. Благодаря исследованиям и путешествиям по историческим местам Уильям обнаружил, что средневековое мастерство лучше воплощало цели Движения искусств и ремёсел.

Моррис и компания

Моррис и компания Текстиль с принтом змеиной головы, Уильям Моррис, 1876 год.

Первая фирма Уильяма по дизайну интерьеров Morris, Marshall, Faulkner & Company изменила ландшафт внутреннего убранства в Британии викторианской эпохи и за её пределами. Он объединил усилия с членами Братства прерафаэлитов и другими мастерами, которые разделяли его страсть к традиционным техникам и декору ручной работы, вдохновлённым природой и средневековой эстетикой. Вместе они создали собственную мастерскую, где использовали старомодные технологии и натуральные материалы для изготовления красивых предметов домашнего обихода вручную, включая мебель, предметы текстильного искусства, обои и витражи в стиле готического возрождения.

Зелёная столовая или Комната Морриса, Уильям Моррис, Филип Спикмен Уэбб и Сэр Эдвард Бёрн-Джонс, около 1860-х годов.

Фирма, которая позже будет реорганизована как Morris & Company, получила несколько значительных заказов на отделку в ходе своего существования, в том числе «Зелёную столовую» в Музее Южного Кенсингтона (позже переименованном в Музей Виктории и Альберта) в Лондоне, где Уил также предоставил свой опыт в качестве консультанта по приобретениям. Ко всему прочему, он спроектировал каждый сантиметр домов, в которых он и его семья жили, включая Красный дом и поместье Келмскотт. Его оригинальные обои и рисунки из текстиля до сих пор продаются по всему миру под названием Morris & Co.
Уил стал участвовать как в интеллектуальном проектировании, так и в физических производственных процессах, потому что считал, что разделение этих процессов способствовало снижению стандартов.

Издательство

Издательство Поклонение волхвов (гобелен, религиозная живопись), Эдвард Бёрн-Джонс и Уильям Моррис, 1890 год.

Ближе к концу своей карьеры он основал издательство Kelmscott Press с целью создать свою идеальную версию книги, возродив средневековую практику освещения рукописей и простую механику оригинальной печати Гутенберга. Издательство «Kelmscott Press» выпустило более двадцати тысяч оригинальных экземпляров более чем пятидесяти названий, включая собственные стихи и романы Морриса. В точности, как и предполагал Уил, каждая книга, опубликованная издательством, чётко унифицирована, в ней используются одни и те же бумага, чернила, шрифты и дополнительные декоративные мотивы.

Работы Джеффри Чосера, недавно отпечатанные Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, 1896 год.

Уильям провёл четыре года, работая над самой известной публикацией «Kelmscott Press», работами Джеффри Чосера. Это безукоризненно оформленная книга с полностью освещёнными страницами, вечными готическими шрифтами, которые Уил разработал сам, и десятками вырезанных из дерева иллюстраций Эдварда Бёрн-Джонса, который метко назвал книгу «карманным собором».

Политическая активность

Политическая активность Манифест Социалистической лиги (подробности из дизайна книги), Уильям Моррис и Эрнест Белфорт Бакс, 1885 год.

Философия Уильяма об искусстве и его политические убеждения были тесно переплетены. Он был категорически против уродства современной визуальной культуры и социальной несправедливости. Будучи социалистическим активистом, Уил, вдохновлённый марксизмом, считал, что Промышленная революция и вызванный ею рост капитализма и наёмного труда лишают работников их творчества, доступа к искусству и качества жизни.

Обои из аканта, Уильям Моррис, 1875 год.

Он помог сформировать Социалистическую лигу в Великобритании, открыв каретный сарай в своей резиденции в качестве места встречи группы. Уил также опубликовал различные работы от политического манифеста до научно-фантастического романа о социализме, игнорируя коллег, которые предупреждали, что разделение его поляризующих убеждений может негативно повлиять на его успех как художника. Однако публичная политическая активность Уильяма фактически способствовала более широкому принятию социалистической идеологии в Великобритании и остаётся ключевой частью его наследия.

Художественное влияние

Художественное влияние Поклонение волхвов, гобелен, Уильям Моррис, 1888 год.

Уильям был не единственным членом своей семьи, оказавшим длительное влияние на искусство Британии викторианской эпохи. Его жена, Джейн, была опытной вышивальщицей, которая использовала свои навыки во многих проектах фирмы в области текстильного искусства. Она также была одной из самых известных муз Братства прерафаэлитов, особенно Данте Габриэля Россетти, который был восхищён её чувственной красотой и сильными, андрогинными чертами лица. Несмотря на отсутствие уверенности в рисовании фигур, даже Уильям написал портрет супруги, работая в течение нескольких месяцев, чтобы усовершенствовать сложные детали во всей композиции. Это была единственная картина, которую он когда-либо действительно закончил.

Рубайят Омара Хайяма, текст и оформление Уильяма Морриса с иллюстрациями Бёрн-Джонса.

Дочь Уильяма, Мэй Моррис, также сама по себе была плодовитым дизайнером. Всего в двадцать три года она возглавила отдел вышивки компании «Моррис и Ко» и создала несколько собственных дизайнов обоев и текстиля. Кроме того, Мэй позаботилась о том, чтобы наследие её отца как лидера Движения искусств и ремёсел было отмечено ещё долго после его смерти, завершив важную биографическую работу и завещав своё искусство музейным коллекциям, которые могли бы сохранить и выставить его.

О том, как обычное средство от сквозняков стало самым настоящем произведением искусства, читайте в следующей статье про гобелены и историю их возникновения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится