Некоторые выдающиеся личности совмещают в себе множество талантов, реализуют себя на различных поприщах. Одним из таких удивительных людей был Дмитрий Александрович Клеменц. Его жизнь — своеобразная одиссея, полная драматизма эпохи, путешествий, поисков и открытий. Он успел проявить себя как писатель, ученый, пламенный революционер и музейный деятель.
Дорога в революционеры
Дмитрий Клеменц родился 14 декабря 1848 года в деревне Горяиновка Саратовской губернии (через три года Николаевский уезд, в котором находилась деревня, стал частью Самарской губернии). Его отец был управляющим в имении, а мать происходила из мелкопоместных дворян и занималась домашними хозяйством. Мальчику не раз доводилось видеть «картины мелкого тиранства над горстью крепостных», вызывавшие в нем протест против несправедливости.
Мальчик поступил в Самарскую гимназию, а затем за хорошую учебу был переведен в Казанскую гимназию. В те годы Российская империя переживала непростые времена: поражением закончилась Крымская война, а спустя несколько лет в стране отменили крепостное право. Дмитрий Клеменц тем временем впитывал революционные идеи, читая труды Чернышевского, Герцена и Добролюбова.
В 1867 году юноша стал студентом физико-математического отделения Казанского университета, а на четвертом курсе перевелся в Петербургский университет, где учились в ту пору будущие профессиональные революционеры.
В столице он вошел в кружок чайковцев, познакомился с известными в будущем общественными и политическими деятелями: Н.А. Чарушиным, М.А. Натансоном, П.А. Кропоткиным, С.М. Степняком-Кравчинским. Участвуя в деятельности кружка, Клеменц писал стихи, песни и частушки с призывами к борьбе за свободу. Он выступал перед рабочими и крестьянами, вербовал среди них борцов за идеалы революции.
Неудивительно, что его деятельность привлекла внимание властей. Как-то раз жандармы застали молодого революционера на конспиративной квартире, Дмитрий Александрович выскочил из комнаты и запер преследователей на ключ.
В итоге ему пришлось уехать за границу и время от времени тайно посещать Россию. В 1879 году во время одного из таких визитов его арестовали. Затем последовали заключение в Петропавловской крепости и ссылка в Якутию. По дороге в Сибирь Клеменц тяжело заболел и попал в Красноярскую тюремную больницу. Из-за плохого состояния здоровья ему разрешили поселиться в Минусинске.
Из революционеров — в ученые
В минусинской ссылке Клеменц общался с другими арестантами и знакомился с местными жителями. Особенное влияние на него оказала встреча с основателем Минусинского краеведческого музея Николаем Михайловичем Мартьяновым, благодаря которому Клеменц увлекся сбором музейных коллекций.
Вместе они ездили по краю, вели переписку с известными учеными, организовывали новые экспедиции. Одновременно Клеменц занимался самообразованием в области археологии, этнографии, геологии.
В 1883 году он в составе экспедиции Западно-Сибирского Отдела Русского географического общества изучал верховья Томи и Абакана. Сибирские леса и реки произвели на него неизгладимое впечатление. Впоследствии он совершил поездки на Телецкое озеро, обследовал территорию между Абаканом и Западным Саяном, побывал в местах, где не ступала нога человека.
Материалы собранные им в странствиях по Минусинском краю легли в основу труда «Древности минусинского музея». Эта книга принесла Клеменцу признание российских и зарубежных ученых.
В 1884 году он познакомился с начальницей Минусинской женской гимназии Елизаветой Николаевной Зверевой, которая стала его женой. Она сопровождала мужа во всех экспедициях и помогала собирать экспонаты для музея.
Путь на Восток
Изучая Западную Сибирь, Клеменц неустанно интересовался землями, лежащими к востоку и планировал археологические экскурсии за Байкал и в Монголию. «Я буду собирать материал о стране и природе, насколько позволяет время и уменье, и никакие инсинуации, ни угрозы, ни клевета не заставят меня прятать собранные сведения от лиц, могущих интересоваться ими», — писал он в 1889 году.
Спустя год Дмитрий Александрович переехал в Иркутск, где быстро занял почетное место в среде городской интеллигенции. Тогда же ему удалось побывать в Забайкалье, собрать материалы по этнографии и истории бурят. На основе этих наблюдений он подготовил доклад «О свадебных обычаях у бурят Хоринского ведомства».
В 1891 году Клеменца избрали главой Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества и в последующие годы он принял участие в нескольких крупных экспедициях, включая Орхонскую археологическую экспедицию академика В.В. Радлова и Сибиряковскую экспедицию по «выяснению условий жизни инородцев Якутской области». В одном из дневников Клеменца упоминаются сообщения монголов о том, что где-то за Толой напротив Урги хранятся доспехи Чингисхана.
Большинство экспедиций Клеменца проходили через Кяхту. В этом удивительном городе, называвшемся Песчаной Венецией он прочел лекцию о местных музеях и их значении в провинциальной жизни. Ее текст был издан в виде небольшой книги, которая служила руководством для многих сибирских краеведов.
Для Клеменца древние курганы не были просто мертвыми памятниками, а народы — объектом изучения. При помощи археологии, этнографии, открытия музеев он стремился к развитию самосознания и сохранению культуры местного населения.
В 1897 году по рекомендации академика Радлова Клеменцу предложили должность хранителя в Музее антропологи и этнографии Академии наук. Но усидеть в Петербурге ему было трудно, и в том же году он вошел в состав экспедиции по статистико-экономическому изучению Забайкальской области. Годом позже Клеменц поехал в Турфан, где открыл развалины старинных городов и буддийских храмов с росписями.
В 1901 году он покинул Сибирь и уехал в Петербург, став заведующим Этнографического отдела Русского музея. После выхода в отставку в 1910 году Дмитрий Клеменц поселился в Москве, где и провел последние годы жизни.