Память о половцах
Кому только ни приписывали ученые прошлых веков этих исполинов – и гуннам, и скифам, и кельтам. И только в прошлом веке, благодаря работам историка и археолога Н. Веселовского, удалось установить, что каменных баб оставили после себя именно половцы (кипчаки).
С XI по ХIV века эти тюркоязычные племена активно осваивали днепровские степи, придя сюда из Азии, поэтому в этих краях истуканов особенно много.
По обоим берегам реки Днепр стояли крупнейшие поселения иноземцев. Свою новую родину они назвали Дешт-и-Кипчак – Земля Половцев. И, конечно, здесь появилось много курганов-захоронений.
Слова «баба» и «болван» возникли еще в те давние времена – от иранского «палван» – богатырь и «балбал» – камень с надписью. На Украине этих баб также называли «мамаями».
Гнев Солнца
Ученые склоняются к тому, что каменные истуканы не были объектами отправления религиозных языческих культов, то есть не олицетворяли богов, которым нужно молиться. Они устанавливались у могильников и изображали предков. Однако внешне все истуканы – как мужские, так и женские, имели черты не конкретных умерших людей, а богов или народных героев, но опять же, это были не конкретные, а обобщенные образы.
Одну из древних народных легенд о происхождении половецких истуканов днепровских степей опубликовал еще в конце позапрошлого века в издании «Исторический вестник» исследователь Д. Яворницкий. Согласно ей, однажды жившие на Земле великаны разозлились на солнце и начали на него плевать, за что оно и превратило их в камни.
Как правило, истуканов ставили в качестве ограничителей древних святилищ, в которых половцы совершали поминальные и погребальные обряды. Эти священные места окуривались с помощью дыма от поджигаемых ароматных трав и запекаемых на костре жертвенных животных.
Также есть версия, что стоявшие у дорог истуканы могли служить и географическими ориентирами для проезжавших племен.
Бабы «собрались» во дворе музея
Первые бабы появились в Днепропетровском (бывшем Екатеринославском) историческом музее в середине XIX века. Сейчас он насчитывает 100 статуй, большинство из которых – половецкие.
Эти каменные бабы сохранились просто чудом, ведь в последние века в связи с активным развитием скотоводства, распахиванием земель и строительством домов древние фигуры, стоявшие в степях вдоль дорог, часто разрушались местными жителями – в частности, их разбивали как символы язычества. Впрочем, находились и те, кто, понимая историческую ценность истуканов, не трогали их или даже уносили домой - на память.
Все эти истуканы достаточно примитивны: лицо, грудь, руки изображены лишь схематично, а ноги изображены толстыми и короткими, чтобы фигура, стоявшая на возвышенности, издалека смотрелась не искаженно. Отличительная черта практически каждой исполинской бабы – культовый сосуд для возлияний, который она держит в руке.
В качестве материала половецкие мастера использовали серый песчаник.
Экспонаты стоят прямо во дворе музея, и это «сборище» истуканов называют «парк половецких баб». На зиму их обычно уносят в помещение.