Владелец спроектировал его сам и впоследствии поселился здесь же – на верхнем этаже, в квартире между башнями. Это великолепное здание, словно диковинное украшение, до сих пор радует глаз прохожих. Доходный дом Розенштейна-Белогруда – уникальный образец историзма в архитектуре северной столицы.
Шикарно украшенный дом, словно гигантская раскрытая книга, выходящий тремя сторонами на оживленные улицы, кардинально отличается от всего того, что мы видим вокруг. И неслучайно с середины прошлого века он охраняется государством как памятник архитектуры.
Став владельцем большого участка земли на Петроградской стороне (сейчас это район площади Льва Толстого), архитектор и по совместительству директор большого российско-шведского цементного завода Константин Розенштейн сначала решил сам спроектировать будущее здание, но в процессе работы понял, что ему нужен помощник, и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к архитектурному стилю Средневековья и поэтому дополнил проект всевозможными элементами в духе европейской готики.
В частности, именно Белогруд придумал превратить бельведеры на углах здания в шикарные башни-шестигранники. Оригинально и сочетание цветов: кажется, что светлые стены здания украшены темно-коричневым кружевом. Разместить на одной из башен циферблат с изображением знаков зодиака также придумал Андрей Белогруд.
Готический дом с элементами неоренессанса, стилизованный под замок Средневековья, при внешней красоте отличался еще и необычайной прочностью – несущие балки междуэтажных перекрытий были сделаны по спецзаказу. Именно эти двутавровые балки во время Великой Отечественной войны спасли здание: когда рядом с ним разорвалась фугасная бомба, ближайшая к ней стена дома лишь чуть сдвинулась, но сам он остался невредим.
Ну а планировка квартир в доме была очень рациональной с точки зрения использования свободного пространства.
Кстати, при проектировании дома владелец решил не сносить старое, уже стоявшее здесь пятиэтажное здание, а сделать его частью нового, о чем напоминают два эркера, хорошо заметные со стороны улицы Льва Толстого. Старый дом как бы встроили в существующее здание.
Свой доходный дом Розенштейн оснастил по тем временам весьма современно: в квартирах были и сушки для полотенец (калориферы), и утепленный пол, и газовые плиты, а во двое располагался гараж для автомобилей.
Строительство здания было окончено в 1915-м, за два года до революции. За это время его успели обжить известные актеры, певцы, ученые, писатели того времени.
После революции на первых этажах здания в разное время работали и сберкассы, и кинотеатры, и телестудия, а в 1978-м, после того, как здание претерпело реконструкцию, в нем открылся театр миниатюр, помещение которого впоследствии перешло другому театру – «Русская антреприза».
Кстати, этот театр носит имя Андрея Миронова, а между тем до революции дед знаменитого актера, говорят, как раз владел купчей на часть данного дома.
Интересна и судьба самого Розенштейна. В отличие от многих владельцев доходных домов, с приходом советской власти он не уехал за границу и не попал в число врагов народа. Архитектор продолжал работать по специальности. В частности, он проектировал северные города Подпорожье и Хибиногорск, а также промышленные предприятия. Зодчий скончался в возрасте 73 лет и был похоронен на Серафимовском кладбище в Петербурге (Ленинграде).