Дом-сказка
Инженер-путеец, внесший большой вклад в строительство первых железнодорожных магистралей страны, Петр Перцов приобрел этот участок в начале прошлого века по совету своего хорошего знакомого, мецената Ивана Цветкова. Место было очень удачным – с видом на Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Перцов пообещал Цветкову, что оформит будущее здание в старинном русском стиле. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить эту идею со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли.
Официально оформить участок и дом Петр Николаевич решил на свою супругу, поскольку его проекты, связанные со строительством железных дорог, по тем временам были рискованными, и он не хотел в случае разорения лишиться всего своего имущества. Кстати, забегая вперед, стоит сказать, что этот красивый дом Перцов в итоге все-таки чуть не потерял. При строительстве участка железной дороги Армавир-Туапсе, он не смог собрать необходимую сумму и попросил финансовой помощи у известного промышленника Алексея Путилова. Тот дал два миллиона под залог всего имущества семейства Перцовых, в том числе и этого здания. Однако своим новым домом инженер настолько дорожил, что очень скоро его выкупил.
Возвращаясь к самому проекту, стоит отметить, что за основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов.
Малютин был человеком многогранным. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.
Дом был выстроен не с нуля: к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию-коробке надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Богатая, пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.
Майолику создавали студенты-строгановцы. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. А балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки.
В доме было обустроено множество квартир, предназначенных для сдачи внаем, причем, выбор был на любой вкус – в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.
Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…
Люди и судьбы
Поселился здесь и сам автор проекта – Малютин. Здесь он и писал свои картины. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала – в том числе и картина «Куликово поле», которую он писал почти 10 лет. Ну а супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.
Еще одну подвальную квартиру в здании занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала прошлого века. По слухам, столь эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спускались в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь.
В театре выступали Качалов, Книппер-Чехова, Станиславский, Немирович-Данченко. Спектакли «Летучей мыши» славились веселыми пародиями и полной свободой в самовыражении. Согласно правилу, установленному в кабаре, никто из присутствующих не должен был ни на кого обижаться. Впоследствии, после того, как театр здесь закрылся, подвальное помещение прибавил к своим трехэтажным апартаментам Перцов, поскольку жил как раз над ним.
Связано с этим интересным домом и еще одно знаменитое творческое сообщество: уже после революции в «теремке» жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» – например, Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы установили себе новые правила, смело экспериментируя и отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.
Если говорить о судьбе дома в послереволюционные годы, нужно непременно упомянуть о Льве Троцком. После того, как здание национализировали, он заселился сначала в квартиру одного из бывших жильцов – Позднякова (который, по слухам, держал дома слугу-негра, а в одной из комнат у него был зимний сад с настоящими живыми деревьями). Через время Троцкий перебрался в квартиру побольше, а именно – в бывшие апартаменты семейства Перцовых. Он присвоил себе вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей.
Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, и когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против. Вместе с другими активными противниками таких изъятий – священниками, учеными, представителями интеллигенции – он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого было осуждено более ста человек.
К счастью, от расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции, смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько месяцев бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в коммуналке, а его талант и опыт выдающегося инженера советским властям почему-то оказался не нужен.