В кургане археологи обнаружили останки погребенных людей и любопытные наскальные рисунки. Исследовав их, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Как оказалось, художники бронзового века уже умели использовать химические реакции для получения нужных им красителей.
Мистическое место
Долина реки Каракол протянулась всего на 3 км. Со всех сторон она окружена горными хребтами. Один из них (Теректинский) отделяет эту долину от Уймонской, не менее известной. Именно здесь энтузиасты и ученые уже несколько десятилетий ищут мифическую Шамбалу.
Каракольская долина для алтайцев – это сакральное место. Доподлинно известно, что здесь совершались жертвоприношения. Для этого в земле делались углубления, которые после обряда снова засыпались.
Осуществлялись здесь и обычные погребения. Но даже во время этих процессов древние люди проводили обряды. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки, найденные в местах захоронений. Выполнены они минеральными красками, что само по себе является уникальным фактом.
Сюжеты
Всего в долине реки Каракол и ее окрестностях обнаружено несколько тысяч рисунков. Они сделаны в разное время. К наиболее ранним работам относятся изображения птиц, зверей и бегущих людей. Все они выбиты в скалах методом гравировки.
К наиболее поздним относят изображения людей в масках. Именно они выполнены минеральными красками. В сюжетах этих рисунков прослеживается общая идея. Основная их часть показывает погребение или отдельные его элементы. Пока трудно сказать, как проходил этот обряд. Есть предположение, что в нем участвовали жрецы или шаманы. Сделать такие выводы позволяют рисунки 11 человек в масках лосей.
Некоторые ученые считают, что это небесные боги, так как у них имеются рога, крылья и хвосты. Предполагается, что жители Алтая в бронзовом веке поклонялись небесной лосихе.
Интерес вызывает и рисунок человека с головой пса. Тут прослеживается невероятное совпадение с изображениями, найденными в египетских пирамидах. Там тоже рисовали человека с собачьей головой. У древних египтян это был бог Анубис, сопровождавший души умерших в загробный мир.
Краски
Большой интерес вызывают не только сюжеты рисунков, но и краски, которыми их нанесли на скалы. Древние мастера использовали всего три цвета – черный, белый и красный. Черную краску делали из сажи. Ею покрывали и тела погребенных. Сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» выполнили ее анализ. Несмотря на современные методы исследований, они не смогли выяснить, как в бронзовом веке делали блестящую черную краску.
Для получения белого цвета мастера выскабливали камень. При этом образовывались мелкие кристаллики породы, отражающей свет. В наскальных изображениях прослеживается интересный прием. Древние художники рисовали тело человека черной краской, а затем ставили по нему белые точки. Этот прием живописи впервые обнаружен именно в долине реки Каракол.
Специалистов удивила красная краска. Ее делали из охры, которую нагревали до определенной температуры, чтобы добиться нужного цвета. Меняя степень нагрева, древние художники получали разные оттенки красного пигмента.
Заключение
Изображенный на скалах обряд погребения требует дальнейших исследований. Пока не совсем ясно значение непрерывной красной линии, проведенной по внутреннему контуру камня. На сегодняшний день известно, что красной краской для чего-то рисовали круги под глазами умерших. Есть предположение, что каждый оттенок этого цвета имеет свое значение.
Поэтапный состав пигментов и структуру их кристаллической решетки удалось выяснить. Об этом говорит Александр Пахунов, один из авторов исследования. Он утверждает, что результаты проведенной работы свидетельствуют о способности древних художников различать пигменты по цвету и свойствам. Эти выводы вынуждают пересмотреть общепринятые положения о знаниях и умениях людей, живших в бронзовом веке.
Полные результаты нового исследования будут представлены в мае 2020 года в Лиссабоне на Международном симпозиуме по археометрии.