Дурак по-джентльменски: как играть в криббедж
806
просмотров
Символ азарта, жадности и неумеренности, карты считаются дурной привычкой. Детям запрещается в них играть. Шахтеры никогда не берут с собой карты, спускаясь в забой. Даже квартирные воры не прикасаются к ним. Но есть исключение — криббедж, карточная игра для высшего общества.

Герой романа Чарлза Диккенса «Лавка древностей» Дик Свивеллер, лоботряс и балагур, скучным вечером играет в криббедж с девочкой-служанкой, которую в шутку зовет маркизой. Художники не раз изображали эту комичную парочку за столом, с картами и счетной доской. Но вот что такое криббедж, знают немногие.

В Англии криббедж называют величайшей игрой для двоих. Первые поселенцы завезли забаву в Америку. Страстными любителями криббеджа были Бенджамин Франклин и адмирал Нельсон. Игра служит традиционным досугом американских подвод ников. Тактика и расчет в криббедже едва ли не важнее удачи, поэтому игра не считается азартной.

Доска и спиликины — отличительная черта криббеджа. Но играть можно и без них, просто записывая очки на листе бумаги

Тем не менее история криббеджа начиналась с авантюры. Антиквар и биограф XVII века Джон Обри утверждает, что игру изобрел английский придворный поэт и драматург сэр Джон Саклинг (1609–1642) с весьма коварными целями. В те времена англичане играли в нодди («простак», «дурак»). Ловкач, острослов и заядлый картежник, Саклинг придумал на ее основе новую игру и всячески продвигал ее в высшем свете, главным образом для того, чтобы легче было обыгрывать партнеров. Он объехал всю страну и облегчил карманы соотечественников на 20 тысяч фунтов стерлингов (примерно 2,5 миллиона фунтов в пересчете на сегодняшние деньги). Новое развлечение полностью вытеснило нодди, и даже правила «простака» были забыты.

Валет в криббедже неслучайно имеет привилегированное положение. В карточной терминологии эта фигура традиционно отождествляется с искателем приключений, не всегда чтящим закон, но чуждым низкого коварства рыцарей легкой наживы. Джону Саклингу льстила такая характеристика — он сам был возведен в рыцарское звание и круг своих друзей и поклонников именовал «школой кавалеров».

Криббедж не спутаешь ни с какой другой карточной игрой: только в нем используется счетная доска с дырочками и фишки в виде колышков — спиликины. Доска — необязательный аксессуар, играть можно и без нее, но это дань традиции и статусный атрибут. Она помогает следить за ходом партии: в криббедже выигрыш приходит прямо в процессе розыгрыша, а не только со сбором выигрышных комбинаций, как в большинстве других карточных игр. Внешний вид доски может быть каким угодно, отражая вкусы и пристрастия игроков. В оформлении распространена водная тематика: лодки, весла, маяки, карты. В XIX веке были популярны доски из моржового клыка — фишки-колышки истирают кость не так сильно, как дерево, которое даже приходилось укреплять железными накладками. Эскимосы делали такие доски для торговли с китобоями и рыбаками. Украшенные резьбой и выжженными орнаментами, они представляют собой настоящие произведения искусства.

В отличие от большинства карточных игр, у криббеджа репутация игры спокойной, семейной. Герои диккенсовского романа нашли счастье: своей заботой служанка спасла захворавшего Свивеллера, и первой, кого он увидел, очнувшись после горячки, была «маркиза» за счетной доской. Они поженились и за совместную жизнь «сыграли миллион партий в криббедж». Для английского читателя это значит «жили долго и счастливо».

«Старая» доска — равносторонний треугольник с двумя рядами по 30 отверстий с каждой стороны, сегодня используется редко

Криббедж

Для игры используется колода в 52 карты без джокеров. Наиболее популярна версия для двух игроков. В разных компаниях правила игры могут отличаться.

Начало игры

Участники вытаскивают из колоды по карте, и вытянувший младшую становится дилером. Право сдачи переходит от одного игрока к другому в каждом раунде. Дилер сдает по 6 карт. Оппонент срезает и переворачивает колоду, открывая верхнюю карту. Эта карта называется «дикой», или стартовой. Если ею оказывается валет, дилер сразу записывает себе 2 очка. Эти очки называются «каблуки», или «его милость». Раунд состоит из четырех этапов.

Этап 1. Сброс в криб

Изучив свои карты, участники решают, какие две из шести сбросить в криб (четыре остаются на руках). Криб (в переводе «ясли») — это хранилище, в котором четыре карты ждут окончания розыгрыша. В каждом раунде криб принадлежит дилеру, зато его оппонент сразу получает 3 очка в качестве компенсации. Сбрасывая карты в криб, дилер старается отложить «про запас» лучшую комбинацию, а оппонент, напротив, испортить дилеру хранилище.

Этап 2. Розыгрыш

Игроки, начиная с оппонента дилера, выкладывают на стол по одной карте, составляя комбинации, за которые начисляются очки. Каждый раз они для удобства называют общую сумму рангов выложенных карт. Когда она достигнет 31 или никто из игроков не сможет положить карту так, чтобы не превысить 31 (оба пасуют), карты убираются со стола и начинается новый розыгрыш. Так продолжается, пока участники не выложат на стол все карты, имеющиеся на руках. Масть на этом этапе значения не имеет, только достоинство карты. Туз оценивается как 1, десятка, валет, дама, король — по 10, прочие — по номиналу.

Этап 3. Показ рук

Игроки выкладывают перед собой те четыре карты, которые были у них на руках до начала розыгрышей, и составляют комбинации с ними и стартовой картой. Очки начисляются за комбинации «пятнадцать», «пара», «тройка», «квартет», «последовательность», а также:

«Масть» — 4 или 5 очков за 4 или 5 карт одной масти.

«Вальтовая масть» — 1 очко за валета той же масти, что и стартовая карта.

«Идеальная рука» — 29 очков за три пятерки и валета при стартовой пятерке.

Этап 4. Показ криба

Дилер составляет комбинации с четырьмя картами из криба и стартовой картой. Правила подсчета те же, что и при показе рук, но «масть» засчитывается только с пятью картами.

Подсчет очков

Всякий раз, получая очки, игрок передвигает свою фишку на доске на соответствующее количество отверстий. Всего на каждой дорожке 120 пунктов. Побеждает участник, который первым дойдет до конца дорожки и наберет 121 очко.

Очки за розыгрыш

«Пятнадцать» — 2 очка зарабатывает игрок, выложивший карту к предыдущим так, что их достоинства в сумме дают 15.

«Пара» — 2 очка получает игрок, добавивший карту того же ранга, что и предыдущая.

«Тройка» («королевская пара») — 6 очков даются игроку, добавившему третью подряд карту одного ранга.

«Квартет» («двойная королевская пара») — 12 очков получает игрок за четвертую подряд карту одного ранга (возможно только для карт от туза до семерки).

«Последовательность» — от 3 до 6 очков (в соответствии с длиной ряда) зарабатывает игрок, добавивший к предыдущим картам свою так, что образовалась последовательность карт (например, пятерка, шестерка, семерка). При этом очередность выкладки не важна. Туз как самая младшая карта образует последовательность с двойкой и тройкой, а не с дамой и королем.

«Последняя карта» — 1 очко достается участнику, выложившему на стол последнюю карту в розыгрыше.

«Тридцать одно» — 2 очка получает игрок, добавивший карту так, что в сумме получается 31. В этом случае очки за последнюю карту не начисляются.

ИСТОРИЯ

Хороший знак

В 1943 году американская субмарина «Ваху» патрулировала Желтое море в акватории противника. Чтобы снять напряжение, командир Дадли Мортон и старший помощник Дик О’Кейн затеяли партию в криббедж. Мортон сдал О’Кейну «идеальную руку», и тот получил наивысшее количество очков (29) для комбинации за одну сдачу. Экипаж расценил это как хорошее предзнаменование, и удача улыбнулась им. Всего «Ваху» потопила 20 кораблей. «Счастливая» доска Ричарда О’Кейна по традиции хранится на самой старой действующей субмарине Тихоокеанского флота США. Когда лодка выводится из эксплуатации, доску торжественно переносят на следующую старейшую подлодку.

1. Классическая доска представляет собой прямоугольник с двумя дорожками по 60 отверстий, с отметками через каждые 5 пунктов. Одно серединное отверстие в конце («аут») позволяет вести отсчет в обратном направлении, если игроки захотят играть до 121 очка.

2. На доске в форме цифры 29 дорожки идут по контуру цифр. Иногда добавляют фоновое изображение: три пятерки и валет плюс еще пятерка. Это «идеальная рука» — редчайшая комбинация, дающая 29 очков, максимум, который можно получить с одной раздачи.

На смартфон или планшет можно скачать не только программу для игры в криббедж с машиной или человеком, но и интерактивную счетную доску практически любого дизайна.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится