![Федор Рокотов: почему художника называют живописцем русским масонов и в чем его загадка](https://homsk.com/upload/media/posts/2020-09/04/fedor-rokotov-pochemu-hudozhnika-nazyvayut-zhivopiscem-russkim-masonov-i-v-chem-ego-zagadka_1599179217-b.jpg)
Биография
Федор Степанович Рокотов родился в 1730-х годах в имении Воронцовых. Высказывались предположения, что Рокотов мог быть хозяйским незаконным сыном, возможно, сыном князя П. И. Репнина, давшего ему свободу в юности. Более формальные источники утверждают, что Рокотов из крепостных и в юности сам выкупил свою свободу. В 1755 году Быстрый рост Рокотова начался под покровительством графа Ивана Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы I Петровны и основателя Московского университета и Академии художеств.
Роль Шувалова в становлении Рокотова как художника
И. И. Шувалов приехал в Москву для набора одаренных юношей. Он заметил Рокотова и помог ему переехать в Петербург и получить образование. Первоначально молодой человек поступил в Первый кадетский корпус, директором которого был И.И. Шувалов.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-2-1599179218.jpg)
Получив звание капитана, он уволился с военной службы и поступил в Академию художеств. Впоследствии его пригласили в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II, а всего через два года Рокотову было присвоено звание академика. Именно благодаря графу Шувалову 20-летнему Рокотову была предоставлена возможность написать портрет наследника престола Великого князя Петра Федоровича (впоследствии Петра III). В 1762 году на презентации своего портрета только что вступившего на престол Петра III Рокотов был сделан придворным живописцем. Годом позже он написал портрет новой императрицы Екатерины II (1763 г.).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-4-1599179218.jpg)
Участие Рокотова в масонском движении
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник писал «всех в Москве», в том числе целые циклы семейных портретов (например, графа Воронцова), изображая людей двух-трех поколений. В Москве он, насколько мог, избегал всех официальных просьб о картинах, но охотно рисовал членов московского общества в небольших интимных портретах. Это были портреты до плеч или до пояса, их оттенки основывались на нежных выцветших тонах, освещенных так мягко, что контуры были размыты, холст просвечивал сквозь хрупкие цвета.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-6-1599179218.jpg)
В 1772 году Рокотов стал одним из основателей Московского английского клуба. Именно на этом этапе своей карьеры, на пике своего успеха, Рокотов по некоторым предположениям и вступил в масонское братство. Возможно, Рокотов состоял в тайной ложе масонства. Интересно, что Рокотов, по одной из версий, был незаконнорожденным сыном министра Петра Репнина, тоже члена масонской ложи «Клио». Вскоре художник подписался на журнал Новикова «Утренний свет». В нем публиковали переводы текстов немецких масонов, философские статьи на религиозные темы.
В 1790-е масонов стали притеснять — и одновременно сошла на нет творческая активность живописца. Полотна этого периода имеют крайне скудную палитру, почти монохромную. Эти особенности обычно объясняют ослаблением зрения художника.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-8-1599179218.jpg)
Портрет Василия Ивановича Майкова
Среди произведений Ф. Рокотова особенно выделяется портрет Василия Ивановича Майкова. Василий Иванович Майков — русский поэт и драматург, крупнейший в русской литературе мастер ироикомической поэмы. Одаренный поэт и сын помещика. Служил в Семеновском полку, позже занимал различные гражданские должности. Майков вращался в обществе масонов, писал оды, духовные стихи и другие лирические пьесы.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-10-1599179218.jpg)
В его лице за томной вечностью угадывается проницательность и иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова написано ощутимо материально, а палитра из зеленого и красного, еще больше подчеркивает жизненность образа. Это произведение - одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Сам Майков, автор «шуточных стихов» и баснописец. Судя по портрету Рокотова, герой знает себе цену, знает цену жизни и ценит свое достоинство. Рокотов запечатлел победно чувственное самодовольство человека, который как бы снисходительно вещал: «Живи, вкушай невинной жизни сладость». Майков старался жить «так, как велит долг и честь» и призывал к нравственному самоочищению и противостоять злобе.
Портрет Александры Струйской (1772 г.),
Портрет Александры Струйской (1772 г.), иногда называемый русской Моной Лизой и, по общему признанию, самый знаменитый женский портрет 18-го века. Уже третий век портрет молодой Александры Струйской уносит души восхищенных зрителей. Эту девушку невозможно забыть.
Очарование портрета прошло сквозь века и в ХХ веке поразило поэта Н. Заболоцкого. Вдумайтесь - давно жившая девушка стала музой поэта.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-13-1599179218.jpg)
Хотя он был крепостным по рождению, в творчестве Рокотова не было никаких следов его скромного происхождения. Напротив, лица на его картинах были отмечены изысканностью, отсутствующей в других портретах того времени. Несмотря на головокружительные успехи, обеспечившие ему императорские ордена, звание академика и дворянство, он никогда не забывал своего происхождения.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/04/26737-entry-15-1599179218.jpg)
Глядя на портреты Рокотова, кажется, что каждый человек для художника был неповторимым явлением. Возможно, именно это повлияло на то, что Рокотов избегал писать парадные портреты с большим количеством драгоценностей и украшений. Вместо этого он был одним из первых русских художников, создавших психологический портрет с упором на оптические и атмосферные эффекты.