Гильдии пекарей были чем-то вроде средневековой мафии
Хлеб был настолько важен для людей Средневековья, что пекари, работающие сами на себя, образовывали мощные гильдии, функционирующие как нечто среднее между профсоюзом и мафией. Чтобы присоединиться к гильдии, пекарь платил взнос и становился членом этого закрытого клуба. Какие преимущества ему это давало? Во-первых, если с пекарней что-то случалось, взнос окупался, так как ее восстановление брали на себя все члены гильдии. Также они материально обеспечивали семьи скончавшихся пекарей. А еще задачей гильдии была строгая охрана семейных или частных рецептов - никто не мог безнаказанно красть чужие секреты хлебопечения.
Фастфуд тоже имел место в Средние века
Нет, разумеется, рыцари не подъезжали на лошадях к маленьким окошечкам, чтобы заказать себе бургер и картошку фри. Но заведения, предлагавшие людям быстрое и готовое питание, существовали за тысячу лет до открытия первых "Макдоналдсов". Как правило в меню таких харчевен входили мясные пироги, горячие пирожки с овощами, блины и даже вафли. Такой фастфуд назывался "блюдами немедленного потребления" и имел очень плохую репутацию, потому что недобросовестные кулинары готовили свои пироги и пирожки из испорченного или очень дешевого мяса, пользуясь тем, что посетители подобных заведений всегда очень спешили и уходили сразу же после того, как заканчивали перекус.
Крестьяне ели хлеб и зерно буквально тоннами
Большинство крестьян средневековой Европы съедали по полтора-два килограмма одного только хлеба каждый день, и это без учета ежедневных пшеничных, ржаных, овсяных и ячменных каш, а также выпивали более трех литров слабоалкогольного эля, приготовленного все из того же зерна. Стоит заметить, что мясо редко появлялось на столах людей среднего достатка - чаще всего зерновые каши и хлеб употреблялись в пищу вместе с горохом, чечевицей или рыбой. Несмотря на колоссальное количество потребляемых калорий, крестьяне не толстели благодаря ежедневной изнурительной работе по 12-14 часов.
Сырые фрукты и овощи считались вредными
Узнав о том, что в современном мире очень многие люди употребляют в пищу только сырые овощи и фрукты, средневековые люди пришли бы в ужас. Все потому, что в те времена бытовало убеждение, что любую еду следует готовить - даже лесные ягоды запекались самостоятельно или в пирогах, но никто не ел их просто так, что уж говорить об остальных фруктах и овощах. Люди были уверены, что сырой овощ и сырое мясо, по сути, одно и то же и, если не желаешь заболеть, в пищу не следует употреблять ни то, ни другое. Поэтому любая еда подвергалась хоть какой-нибудь термической обработке.
Основным мясом была свинина, а поросята считались деликатесом
Это один из немногих точных стереотипов о повседневном питании зажиточных средневековых людей. Они действительно могли ежедневно ставить на стол целую жареную или запеченную свинью. Именно свинина в то время считалась важнейшим источником мяса и жира для человека. А вот поросята, и особенно их молочная разновидность, считались деликатесом. Это потому, что поросенок, буквально оторванный от матери и всю свою недолгую жизнь питавшийся одним лишь молоком, казался особенно чистым, нежным и полезным.
Если завтракаешь, то ты либо работяга, либо обжора
Итальянский средневековый философ-священник Фома Аквинский писал, что тот, кто ест сразу после пробуждения, рискует впасть в грех чревоугодия и вообще является бессовестным обжорой. Он умудрился внедрить в большинство средневековых умов мысль о том, что завтрак - это оскорбление не только самого себя, но и Бога.
Идеальным планом питания по средневековым меркам было отсутствие завтрака, обед в полдень и сытный ужин перед сном. Но простые крестьяне не могли позволить себе такой роскоши, а потому хоть что-то, но съедали поутру, опасаясь потерять сознание во время своей тяжелой работы.
Люди ели любое мясо, которое могли достать
Как уже говорилось выше, на крестьянском столе мясо появлялось крайне редко, а потому им было неважно, что это - курица или скворец. Но даже богатые особо не перебирали харчами, когда речь шла о выборе мяса - что было, то, собственно, и ели - главное, чтобы побольше. Из летописей того времени можно узнать, что средневековые люди вполне могли полакомиться скворцами, стервятниками, чайками, цаплями, лебедями, журавлями, павлинами, морскими ежами, морскими свиньями, тюленями, китами и прочими очень странными по сегодняшним меркам животными для еды.
Например, в записи о крупном застолье некоего архиепископа Невилла Йоркского в 1467 году были перечислены следующие продукты на шесть тысяч гостей:
- 104 вола.
- 6 диких быков.
- 1000 овец.
- 304 теленка.
- 400 лебедей.
- 2000 гусей.
- 1000 каплунов.
- 2000 свиней.
- 104 павлина.
- 13 500 разных птиц.
- 500 оленей.
- 1500 пирогов с олениной.
- 608 щук и лещей.
- 12 морских свиней и тюленей.
- 300 бочонков эля.
- 100 бочонков вина.
Традиция рождественского гуся восходит к Средним векам
И сегодня в Европе традиционным для рождественского стола является запеченный со специями гусь, а началось все это более тысячи лет назад. Для королевских и знатных столов в канун Рождества жарилось огромное количество самых разных птиц - несколько гусей, куропаток, вальдшнепов и даже лебедей. Бедные же откладывали деньги целый месяц, чтобы прикупить к празднику одного-единственного гуся, который запекался в печи или жарился на вертеле с шафраном и ароматными маслами.
Неизвестно, почему именно различная птица стала избранным блюдом для рождественского стола, но, как бы то ни было, традиция прижилась и существует по сей день.
Бобы изменили все
Философ Умберто Эко утверждал, что именно распространение бобовых культур в десятом веке стало переломным моментом для всей Европы: именно благодаря бобам, фасоли, гороху и чечевице западная цивилизация смогла выжить в самые тяжелые времена и даже начала процветать.
По мнению Эко, это связано с тем, что даже при отсутствии мяса простые крестьяне и бедные работяги могли получать ежедневную норму и сверхнорму белка, что благоприятно отразилось на их здоровье, крепости телосложения, продолжительности жизни и рождении здорового многочисленного потомства.