Климты, живопись и семья Флеге
Густав Климт появился на свет в предместье Вены в 1862 году. Будущий художник был одним из семерых детей в небогатой семье ювелира и гравера, от отца он и получил первые навыки рисования. Позже Климту-младшему удалось поступить в художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Уже в юности Густав старался выполнять как можно больше оплачиваемых заказов – Климты жили небогато, как и большинство австрийцев того времени.
Вместе с братом Эрнстом и товарищем по художественной школе Францем Марчем он выполнял заказы на роспись зданий – в том числе павильона минеральных вод в Карлсбаде, театра в Вене, Художественно-исторического музея.
Творческим ориентиром его в те времена был Ганс Макарт – венский художник, декоратор и дизайнер, представитель академического направления в декоративном искусстве. Несмотря на это, Климт искал собственные пути в творчестве, поначалу увлекаясь пейзажной живописью.
Важным событием в его судьбе стало знакомство с семейством Флеге. В 1891 году брат Густава Эрнст женился на Хелене Флеге, а в следующем году умер, и на попечении Густава оказалась семья умершего брата. Художник сблизился с Эмилией, младшей сестрой Хелены, и отношения эти длились до конца жизни художника – несмотря на наличие многочисленных любовниц.
Впрочем, по мнению биографов художника, отношения между ним и Эмилией носили платонический характер. Сестры Флеге держали в Вене дом моды и считались преуспевающими кутюрье. Эмилия вдохновила Густава Климта на создание ряда картин, в том числе, как считается, знаменитого «Поцелуя».
От академической живописи к эротизму: Климт и модерн
От пейзажной живописи Климт окончательно перешел к изображению женщин, и этой теме он останется верен до конца своих дней. Художника обвиняли в нарочито эротическом, даже порнографическом подходе к своему творчеству, зачастую его моделями становились женщины легкого поведения. Отсюда, как считается, естественность и расслабленность, отличающие обнаженные фигуры на работах австрийца. Мужчин на своих картинах Климт писал достаточно редко.
Скандалом обернулся заказ Климту на роспись потолка в актовом зале Венского университета на Рингштрассе. Созданные аллегории «Философия», «Медицина», «Юриспруденция» - так называемые "факультетские картины" - были оценены заказчиком как непристойные. Однако «Философия» получила в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Картины к тому времени выкупил меценат Август Ледерер, а позже они были национализированы нацистами и погибли при пожаре в конце Второй мировой войны. Сохранились лишь наброски Климта и несколько фотографий готовых работ.
Европа конца XIX века находилась под влиянием модерна, и новаторство Климта, отход от устаревших устоев и форм в живописи сделали его одним из идеологов нового направления искусства. В 1897 году группой австрийских художников был основан «Венский сецессион», объявивший «войну стерильной рутине». Главой сецессиона был Климт. Главным назначением объединения стала организация выставок, где молодые художники, пишущие в необычном стиле, могли бы заявить о себе. Стал выходить и журнал сецессионистов под названием Ver Sacrum – «Весна Священная».
Модерн, или югендштиль, как называли его в Австрии и Германии, объединял разные течения. Ярким явлением в живописи стал «Золотой период» творчества Густава Климта, начавшийся с работы «Афина Паллада». Полотна этого цикла сразу привлекали внимание активно используемой Климтом позолотой. "Золотой период" принес художнику всемирную известность и считается самым успешным в его карьере.
История создания и путешествие через океан "Золотой Адели"
Интересно, что работу над картиной Климт, вопреки традициям, начинал с изготовления рамы. Именно ее он принес на обед, который устроил муж одной из многочисленных любовниц Климта, Адели Блох-Бауэр. Обнаруживший измену жены господин Фердинанд, желая положить конец этой связи и не разрушить свой брак, решил поручить Климту выполнение портрета Адели, планируя своими повторяющимися требованиями исправить эскиз и многочасовым позированием добиться того, чтобы художник и модель друг другу опротивели.
Контракт был составлен очень тщательно и предполагал выплату щедрого гонорара. Цель Фердинанда была достигнута, но к тому времени, как портрет был завершен, это было уже не столь важно, потому что картину ожидала удивительная судьба и репутация одного из самых выдающихся полотен в истории женского портрета.
С улыбкой знаменитой Джоконды часто сравнивают выражение лица Адели на портрете, а сама картина носит неофициальное название «Австрийская Мона Лиза».
Судьбу «Золотой Адели» решил, по большому счету, случай. Маловероятно, что полотно, изображающее женщину еврейской крови, пережило бы период правления нацистов. Но к творчеству Климта, который скончался еще во время Первой мировой войны, весьма тепло относился фюрер – однажды знаменитый уже художник и профессор Венской академии живописи Климт похвалил работы молодого Гитлера. Так и не поступив в академию, тот тем не менее запомнил добрые слова, сказанные мастером в адрес его пейзажей, и когда дом Блох-Бауэров вместе с картиной оказался национализирован, «Золотая Адель», как и другие полотна авторства Климта, были сохранены.
По австрийскому закону о реституции предметов искусства, принятому в 1998 году, собственником «Портрета Адели» становилась племянница и наследница четы Блох-Бауэр – Мария Альтман, эмигрировавшая из Австрии в США во время Второй мировой. Поэтому в 2006 году, после судебного процесса картина, давно считавшаяся национальным достоянием и гордостью австрийцев, отправилась за океан. Кроме нее Альтман были возвращены также второй портрет Адели Блох-Бауэр, а также полотна «Березовая роща», «Яблоня» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее». Позже Золотая Адель была приобретена Рональдом Лаудером и выставляется теперь в Новой галерее в Нью-Йорке.
Сам Густав Климт умер в 1918 году в возрасте 55 лет от пневмонии, сразившей художника после инсульта. Последними своими словами он звал Эмилию.