С чего началась битва
К утру 15 июля два войска уже заняли позиции на поле боя. Гроссмейстер ордена Ульрих фон Юнгинген выжидал начала польской атаки, а чтобы ускорить это начало, отправил к польскому королю Ягайло и князю Витовту (командующих объединенным польско-литовским войском) двух герольдов. Герольды воткнули перед монархами два меча, что было равноценно вызову на битву. Не принять вызов означало сойти за труса. В рыцарскую эпоху это было, как вы понимаете, неприемлемо, а тем более в среде коронованных особ.
Случай со знаменем
Любопытный эпизод, который, как считают некоторый историки, стал переломным в сражении (правда, в хрониках я об этом ничего не нашел).
В Грюнвальдской битве на стороне ордена принимал участие некто Николас фон Ренис. На самом деле его звали Миколай из Рына, он был поляком и командовал отрядом из Кульмской земли. В самый разгар боя, когда было еще непонятно, кто кого, Ренис опустил знамя своего отряда и крикнул:
- Назад! Кругом!
Крестоносцы пришли в замешательство, некоторые повернули коней назад. Поляки и литвины этим воспользовались и нанесли решающий удар.
Позже выяснилось, что Николай фон Ренис состоял в тайном обществе «Лига ящерицы». Это общество боролось за освобождение Кульмской земли от вассальной зависимости от немцев. Кстати, Ренис был разоблачен прямо на поле боя и захвачен уцелевшими крестоносцами. Его заточили в один из орденских замков, несколько месяцев пытали, а в мае 1411 года отрубили голову.
Орден не умер
Теперь мифы. Первый. Считается, что поражение под Грюнвальдом стало началом конца Тевтонского ордена. И, действительно, в последующие 100 лет существования орденского государства его влияние шло на убыль. Он остался без армии (после Грюнвальда войско ордена состояло почти исключительно из наемников, на которых не всегда хватало денег), лишился больших финансовых средств, однако сам факт поражения в битве еще ничего не означал. По мнению калининградского историка Дмитрия Говердовского, главной причиной краха ордена – стали протесты против политики духовно-рыцарского государства в крупных городах, прежде всего в Данциге и Торне. Горожанам хотелось больше свободы, орден на уступки не шел. В итоге горожане, точнее, городские элиты, развязали новую войну, пригласили в союзники польского короля и после поражения в этой войне орден уже не оправился. Он попал в вассальную зависимость по отношению к Польше, а в 1525 году последний гроссмейстер Альбрехт фон Гогенцоллерн преобразовал Тевтонский орден в светское государство – герцогство Пруссию.
Славяне в битве
Второй миф. Можно подумать, что войско Витовта состояло сплошь из литовцев, однако это не так. В начале XV века Великое княжество Литовское занимало огромную территорию от Балтийского моря почти до низовья Днепра, то есть часть территории современных России, Белоруссии и Украины. И большинство хоругвей были составлены из восточных славян. Наибольшую доблесть проявили так называемые «смоленские полки», которые остановили атаку Фридриха фон Валенрода. Этот факт оспаривается некоторыми современными историками, однако Длугош пишет прямо: «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу». Впрочем, скорее всего, «смоленские полки» - это понятие условное. Предположу, что на пути у крестоносцев встали три хоругви из соседних земель – Смоленска, Мстиславля и Орши. Утверждать не буду, ибо в хрониках упоминается только Смоленск.
Москве невыгодно
Наконец третий миф. Также считается, что поражение войск ордена в Грюнвальдской битве было выгодно Московскому княжеству, поскольку якобы среди польских холмов был обновлен Drang nach Osten («натиск на восток»). Однако это - основанное на идеологии заблуждение. Главный геополитический результат Грюнвальда состоит в том, что ослабление ордена нарушило баланс сил в Восточной Европе, сильно возвысило Польшу и Литву, что никак не могло понравиться великому Московскому князю Василию I. И, естественно, после того, как орден был ослаблен, Великое княжество Литовское устремило свой взор на восток – то есть в сторону Москвы.