Что интересно, если судить по литературе о жизни этих людей, можно прийти к выводу, что каждый из них видел будущий стиль самозащиты по-своему. Но в итоге каждый из них считается одним из создателей самбо. У каждого из них невероятно интересная и столь же сложная судьба. Но особенно это касается первых двух, поскольку они воистину были первопроходцами.
Воин и самоучка
Взять хотя бы историю Виктора Спиридонова. Учитывая при этом, что его личное дело в обществе «Динамо», сотрудником которого он являлся, оказалось уничтожено в 1941 году. Затем историком отечественных стилей и систем рукопашного боя Михаилом Лукашевым было обнаружено другое личное дело Спиридонова, уже как сотрудника курсов системы обязательной военной подготовки граждан в Советском Союзе.
И вот, ориентируясь на информацию, предоставленную самим Виктором Афанасьевичем, можно сказать, что родом он из Вятской губернии, из мещан, что ушел в армию вольноопределяющимся, даже не окончив гимназии. И в армии его дела, в общем, сразу пошли на лад. Он был, как сказано, «за стать», определен не куда-нибудь, а в Кремлевский батальон. Служил, видимо, хорошо. Получил унтер-офицерское звание и даже был направлен на учебу в Казанское пехотное училище. Участвовал (внимание!) в Русско-японской войне и был награжден тремя орденами.
Возможно, именно столкновение с японцами привело к тому, что через год, в 1906 году, обнаружилось, что Спиридонов увлечен джиу-джитсу. Правда, в биографии говорится, что это искусство он изучал по самоучителям. С одной стороны, можно поморщиться и сказать, что по самоучителям не многому научишься. С другой стороны, известны такие самоучки, которые достигали вершин мастерства в своем деле. Похоже, Спиридонова можно отнести к их когорте в деле освоения искусства единоборств.
Создание системы
Потом было участие в Первой мировой войне. Виктор Спиридонов получил тяжелейшую контузию и был уволен со службы. Затем революция, случайные заработки и восстановление здоровья. Уже в марте 1918 году в Москве проходит (что само по себе факт удивительный) очередное российское первенство по «тяжелой атлетике», куда входили и такие дисциплины, как французская борьба. Спиридонов, возможно, был не только участником, но и одним из организаторов чемпионата. Еще он был начальником школы, где инструкторов милиции обучали джиу-джитсу, преподавал на курсах допризывной подготовки защиту и нападение без оружия, а в 1923 году, когда в Москве было создано общество «Динамо» (одним из учредителей которого он был), Спиридонов уже там организовал секцию по изучению нападения и защиты без оружия. Все это время он не оставлял усилий по созданию собственной цельной системы. Виктор Афанасьевич издал три книги по системе самозащиты, объездил всю страну, чтобы популяризировать ее. Но вообще, он считал свою систему борьбы в одежде прикладной дисциплиной, которая должна быть закрыта от посторонних и развиваться как ведомственный вид самозащиты. То есть, надо понимать, как система, предназначенная для правоохранителей.
Третья война и смерть
В литературе по истории самозащиты можно найти упоминание, что однажды Спиридонов перешел дорогу Ощепкову, настояв на том, что именно его, спиридоновская, система, а не система Ощепкова должна быть взята на вооружение правоохранительными органами. И здесь сразу же вспоминается такое восточное понятие, как карма. Потому что в биографии Спиридонова есть строки о том, что в конце тридцатых годов у Спиридонова появился начальник в «Динамо», который был не просто противником, а принципиальным противником его системы самозащиты. В результате Виктор Афанасьевич остался не у дел. Затем началась Великая Отечественная и знания Спиридонова пригодились для обучения рукопашному бою бойцов бригады НКВД. А уже в 1944 году Виктор Спиридонов умер в возрасте шестидесяти одного года. Несмотря на свои спортивные успехи, он был настоящим заядлым курильщиком. У него нашли рак легких, но из больницы выписали умирать домой – как безнадежного. Сказано, что умирал он мучительно.
Семейное дело
Совершенно другая история у Анатолия Харлампиева. Его увлечение единоборствами можно смело назвать семейным делом. Так, дед Анатолия Аркадьевича, Георгий Яковлевич, был не просто серьезным кулачным бойцом, но и собирателем, и классификатором приемов рукопашного боя и борьбы. А отец, Аркадий Георгиевич, несмотря на то, что шел по далекой, вроде, от спорта стезе – окончил Академию художеств и даже за государственный счет учился в Париже, - все равно вынужден был вернуться к боевым искусствам. Пришлось из-за нехватки средств на обучение выступать в Европе на профессиональном ринге. Выступал он успешно. Упоминается, что даже был чемпионом Европы. Аркадия Харлампиева называют одним из создателей русской боксерской школы. Понятно, что с такими семейными традициями у Анатолия Харлампиева почти не оставалось шанса пройти мимо единоборств.
Современное самбо
В принципе, вряд ли будет большим преувеличением, если сказать, что самбо в его современном виде, по крайней мере спортивная его часть, это во многом детище именно Харлампиева. Да, у него были предшественники – Спиридонов и Ощепков. Мало того, последний был его учителем, именно у Ощепкова Харлампиев учился дзюдо. И именно дзюдо стало базой для создания спортивного самбо. Но были и большие разночтения в подходах. Харлампиев, в отличие, видимо, от предшественников, уделял гораздо больше внимания именно спортивной составляющей самбо. Боевое самбо для ведомственного использования оставалось, разумеется, в сфере его пристального внимания. Но фундаментом он считал именно спортивную подсистему, считая, что лишь те, кто в полной мере или хотя бы на достаточном уровне освоили спортивную борьбу самбо, могут успешно освоить боевой раздел самозащиты без оружия.
«Православный самурай» из низов
И все-таки самая, пожалуй, интересная и в то же время трагическая судьба у еще одного человека, которого считают одним из родоначальников системы русского рукопашного боя, самозащиты без оружия, самбо – Василия Ощепкова. В его судьбе огромную роль сыграла социальная политика Русской православной церкви. Дело в том, что Василий – сын сахалинской каторжанки и ссыльнопоселенца. В двенадцать лет он остался сиротой. Неизвестно, что с ним стало бы после передачи в 1905 году передачи Южного Сахалина японцам, если бы не Русская православная миссия в Японии. По одной из версий биографии Ощепкова, именно благодаря православной миссии Василий не пропал, а был направлен учиться в учебное заведение в Киото, где готовили священнослужителей. И вот именно там, в православном учебном заведении, он познакомился с дзюдо и увлекся им. И демонстрировал такие успехи, что по рекомендации преподавателя дзюдо был переведен в семинарию в Токио и одновременно принят в знаменитый Кодокан, основанный самим Дзигоро Кано. Есть иная версия. Согласно ей, Ощепков, оставшись круглым сиротой, получил наследство, которое позволило ему обучаться и в местной школе и, затем, в Токийской православной семинарии. В 1913 году Ощепков получает первый дан. А уже в 1917 году он (проживая в то время в России) во время поездки в Японию сдает экзамены на второй дан и становится третьим европейцем, удостоившимся этой степени.
Разведчик, дзюдоист, самбист
Далее в жизни Ощепкова много всего. И работа в разведке, и создание секций дзюдо в стране, и обучение милиционеров приемам рукопашного боя. Он, проанализировав и систематизировав приемы штыкового боя и спортивных видов единоборств, ушу и национальных видов борьбы, создал, как считается, на основе дзюдо и с привнесением новых знаний, самбо. Хотя вопрос о том, было ли это то самбо таким, каким мы знаем его сейчас, вызывает дискуссии. Одно ясно: его заслуга в появлении отечественной системы самозащиты без оружия несомненна. В связи с этим хочется вспомнить одну историю.
Дзюдо и бандиты
Не так давно в СМИ напомнили историю пребывания Василия Ощепкова в Новосибирске, где он работал переводчиком с японского в разведывательном отделе Сибирского военного округа. Это был конец двадцатых прошлого века. К тому времени, напомним, у Ощепкова за плечами была работа нелегала-резидента советской разведки в Японии. А еще у него был черный пояс и второй дан по дзюдо. И вот он приезжает в город, где бал правит откровенный криминал. Недоукомплектованная милиция с ситуацией не справлялась. И именно в это время в этом городе Ощепков разворачивает активную работу по популяризации и обучению приемам дзюдо и самообороны. Естественно, на первом месте стояло обучение работников правоохранительной системы. Пишут, что Ощепков и сам попал в криминальную хронику, спасая от нападения вооруженных револьвером бандитов беременную женщину. Как бы там ни было, но проведенная им в Новосибирске работа была столь успешной, что он был переведен в Москву. Именно тогда, в те годы, Ощепков стал одним из разработчиков системы рукопашного боя для отечественных спецподразделений.
Болезнь, арест и смерть
В последние годы жизни Василий Ощепков, по всей видимости, серьезно болел. Ходили разные слухи. Наиболее конкретно высказался один из учеников, который, по его словам, был в начале 1937 года в гостях у своего учителя. Он рассказывал, что Ощепков не расставался с нитроглицерином, у него были проблемы с сердцем. А когда осенью того же года Ощепкова арестовали и увезли в Бутырскую тюрьму, он умер в камере от сердечного приступа. Было ему всего сорок пять лет. Такова, по крайней мере, официальная версия. Скажем сразу, через двадцать лет Василий Сергеевич Ощепков, легенда советского рукопашного боя и самбо, был реабилитирован.
Самбо создается по сей день
Видимо, в силу того, что в 1929 году Василий Ощепков, один из основоположников самбо, принимал участие, как было сказано выше, в создании руководства по рукопашному бою для советских специальных подразделений, можно встретить утверждение, что в нынешнем году самбо исполняется девяносто лет. Вероятно, можно сказать и так. Тем более, что и дата красивая. Но, снова-таки, как говорилось раньше, у самбо нет одного отца-основателя. Мы упомянули только трех легендарных – Спиридонова, Ощепкова и Харлампиева. А ведь и у них были ученики, которые продолжали развивать самбо – и его спортивное, и его боевое направление. Самбо тем и сильно, что, не изменяя своим главным принципам, постоянно обновляется и находится в процессе совершенствования. С огромной долей уверенности можно сказать, что самбо наверняка создается и в наши дни.