Как испанцы добывали колумбийское золото и почему индейцы Чоко не годятся для рабства
1
668
просмотров
Если вам срочно нужно золото, его можно попробовать отобрать у индейцев. Так думало испанское правительство в 17 веке, жадно посматривая на колумбийские джунгли. Что из этого вышло и почему для работ на шахтах привозили чернокожих рабов — сейчас расскажем.

Неудачные войны в Европе сильно поистрепали испанские финансы в 17 веке. Нужны были новые источники золота. Испанцы, на их счастье, знали, где его можно достать. Тонкость заключалась в том, что регион добычи — тихоокеанское побережье Колумбии (Чоко) — ещё только предстояло завоевать. Чему местные индейцы были категорически не рады.

Впервые с аборигенами Чоко испанцы познакомились в 16-м столетии. Однако только спустя полвека колонизаторы начали активно обосновываться среди индейцев. Сейчас считается, что к тому моменту в регионе проживало 19 племён численностью 40-50 тысяч человек. К пришельцам они были настроены сугубо отрицательно и тщательно блюли незыблемость племенных границ. Но испанцам удалось заключить с частью племён нечто вроде союза, и в 1573 году с помощью индейцев Ингара они основали поселение Торо. На этом удача колонизаторов закончилась. Местные племена развязали войну и отгеноцидили не только испанцев, но и их союзников — Ингара и Тутума.

Причём победители на этом не остановились. Освободившееся пространство начали активно делить. Так был запущен механизм трайбалистских войн, которые опустошили регион.

В этих войнах индейцев погибло даже больше, чем после эпидемий. А эпидемия оспы практически полностью уничтожила некоторые племена — о чём писал испанец Мельхиор Веласкес, участвовавший в неудачной экспедиции против племени Ноанама в 1590 году. Священник Луис Антонио де ла Куэва отмечал в своём отчёте 1670 года, что несчастные индейцы Ноанама болеют оспой и им срочно нужна помощь, так что он остаётся среди них, дабы оказать её.

Именно в 1670-х годах испанцы решили захватить регион Чоко. Межплеменные войны и инфекции к тому времени сделали своё дело: из 19 племён выжило только пять, а число индейцев сократилось в десять — двенадцать раз — до четырёх-пяти тысяч человек.

Провинция Чоко, Колумбия

Францисканцы берутся за дело

В качестве первопроходцев во враждебный регион вначале заслали францисканцев. Монахи должны были не только выводить заблудшие индейские души к свету, но и снабжать губернаторов подробными разведывательными отчётами. Денег в колонии Новая Гранада (территория современных Венесуэлы и Колумбии) было мало. Рисковать с военной экспедицией никто не хотел. Иначе прости прощай спокойная жизнь, здравствуйте «аудиторы» из Мадрида с настойчивым: «Денег нет? А если найду?»

За четыре года францисканцам не удалось ничего. Иезуит Антонио Марцал доносил начальству, что из-за постоянных перекочёвок индейцы отказывались задерживаться в редукциях — поселениях, специально выбранных для их расселения. Излишков еды у аборигенов было мало, так что даже меновая торговля топорами, ножами и котелками не позволяла францисканцам прокормиться. Отец Мигель де Вера чуть не умер от голода и вынужден был вернуться в 1673 году в город Попаян, провалив свою миссию.

На попытки обратить их в христианство индейцы всё чаще реагировали атаками на миссионеров. В 1674 году около десяти францисканцев (из 15 участвовавших) сбежали из Чоко обратно в «цивилизацию». Подальше от грешников.

И тут за дело взялись частные лица. Вопреки мифам, испанцы не были забитой нацией невежественных фанатиков и дуболомов-палачей. Их колониальная империя увеличивалась во многом благодаря частной инициативе. Испанец 16-18 века — это авантюрист, бродяга и отчаянный человек. Такой легко ринется в джунгли, просто узнав, что там есть золото. А государство уже потом, по итогам всей этой бурной деятельности, придёт и наведёт беспорядок со своими налоговиками, губернаторами и продажными альгвасилами.

Предприимчивые хозяева колумбийских шахт и рудников, выяснив, что в Чоко нашли золото, немедленно отправились туда. С собой они завозили сотни или даже тысячи рабов. Воинственных индейцев никто поначалу и не думал приобщать к труду на шахтах. А ещё их защищал закон, так что проще было оплатить доставку чернокожих рабов из того же Перу, чем возиться с местными аборигенами.

Поначалу всё шло неплохо. К 1680 году в Чоко раскопали несколько сотен шахт и наладили добычу металлов, включая золото. Но к этому времени колониальные власти сделали катастрофическую ошибку.

Да будет бунт!

В голову одному из губернаторов — история, к сожалению, не сохранила имя этого гения — пришла потрясающая мысль: а давайте заставим индейцев делать то, что нам нужно? Францисканцам нужно обратить индейцев в христианство? Индейцы сопротивляются? Насильно обратим. Лучшим людям Колумбии, владельцам шахт, нужна еда для своих рабочих? Отлично, насильно поселим индейцев в редукциях, которые расположим поближе к шахтам. Не хотят? Солдат и стражников вышлите, сразу всё захотят.

Особенно достал индейцев францисканец Хосеп де Кордоба, отличавшийся редким сочетанием неумеренного рвения и снобизма. Индейская верхушка с 1679 года поначалу просто жаловалась на него губернатору, но поняв, что словами делу не поможешь, в 1680 году индейцы восстали.

Связь с Попаяном была перерезана, часть шахт разрушена, городок Льоро подожжён. Напуганные испанцы отправили бывшего губернатора Хуана де Вальдеса с наказом удовлетворить все требования индейцев и компенсировать им все их материальные потери. А самое главное, постараться перетянуть на свою сторону часть племенной верхушки. Поездка была удачной, провинция утихла, но ненадолго.

Четырёх лет испанцам хватило, чтобы индейцы пожалели о своём решении. Восстание 1684 года отличалось непримиримостью и жестокостью. Шахты были разрушены. Испанцы, чёрные рабы, метисы и дружественные испанцам индейцы вырезались без пощады. Городки Негуа, Льора, Сан-Франсиско де Атрато и другие сжигались и разорялись, а их население вырезалось. Убитых было несколько тысяч человек — огромные цифры для малонаселённого региона. Население всей Новой Гранады в конце 17 века — в лучшем случае полмиллиона человек.

Индейцы провинции Чоко

Губернатор Попаяна уже проклял само решение захватить Чоко, но делать было нечего — если мятеж не подавить, испанский суд мог приговорить его к смерти или долгому заключению в испанской тюряге. Удовольствие то ещё.

На подавление восстания правительство колонии отправило сразу же несколько экспедиций. На сто солдат обычно приходилось до 150-160 индейцев. Последних использовали не только как носильщиков, но и как разведчиков и вспомогательные войска. Общая численность отправленных на подавление сил достигла тысячи человек. Это на несколько тысяч индейцев, среди которых воинов было в лучшем случае 700-800 человек.

Однако самую большую роль в подавлении бунта сыграли два племенных вождя — дон Родриго Пиви (из племени Ноанама) и дон Хуан Митигуирре. Благодаря им в первые же месяцы удалось схватить часть главарей восставших, которых потом казнили. Несколько сотен индейцев были приговорены к десятилетиям принудительных работ.

Восстание затихло спустя три года, в 1687 году, когда индейцам были гарантированы амнистия и автономия.

Дон Пиви стал наследственным касиком. Он и его потомки фактически управляли большой частью Чоко от лица испанских властей. Относительно либеральный режим умиротворения индейцев тихоокеанского побережья Колумбии, в основном с помощью церкви и всяческих привилегий, продолжался в течение всего 18 века. Так что путешественники очень удивлялись, когда узнавали, что миролюбивые ныне индейцы когда-то прославились как жестокие воины, без пощады убивавшие чужаков.

А как же золото? Власти договорились с индейцами, и часть земель была обратно отдана под шахты. Достаточно мирное сосуществование закончилось под конец 18 века, когда испанские монархи посчитали, что дарованная индейцам в 17 веке автономия — это феодальные пережитки предыдущей династии, Габсбургов. И без реформ не обойтись. Это привело к новым мятежам и волнениям, а общим итогом всех реформаторских потуг стало банальное обрушение испанской империи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится