Новый год в России наступает 1 января. Однако жители Забайкальского края, Бурятии, Тывы и некоторых других регионов могут отметить этот праздник и по восточному календарю. В Забайкалье новогоднее тожество называют сагаалган, что в переводе означает «белый месяц». В 2022 году он начался 2 февраля.
Истоки традиции
Встреча белого месяца — древняя традиция народов Центральной Азии. Ее происхождение порой вызывает споры. Дело в том, что изначально у монголов и бурят начало нового года приходилось на сентябрь, поскольку приход осени знаменовал собой очередной период перекочевок на зимние пастбища.
Кочевники возносили молитвы духам местности, благодарили их, задабривали молочной пищей. Но примерно с XIII века монголы перенесли праздник на конец зимы и стали отмечать его по лунному календарю. Бурятский ученый Доржи Банзаров связывал это с распространением буддизма. Согласно другой версии, хан Хубилай ввел китайский лунный календарь, желая унифицировать делопроизводство в своей державе.
Путешественник Марко Поло, побывавший в ставке Хубилая, записал, что новый год у монголов начинается в феврале и называется белым праздником.
Каковы бы ни были причины внедрения новой традиции, она укоренилась, и сейчас ее с удовольствием соблюдают не только буряты, но и многие русские, проживающие в Прибайкалье и Забайкалье.
Подготовка к празднику
В прошлом к сагаалгану начинали готовиться за несколько месяцев. Буряты с наступлением холодов забивали часть скота, заготавливали мясо. Также заготавливали и молочную пищу (сушеные пенки и сушеный творог, сырки) и делали молочную водку — архи. Примерно за месяц до сагаалгана откармливали коней, прибирались во дворах, договаривались с соседями о взаимных визитах.
В наши дни подготовка к празднику занимает не так много времени, но к ней по-прежнему относятся всерьез. Накануне праздника глава семьи моет алтарь, развешивает танки — буддийские иконы на ткани, возжигает лампадки, совершает подношения божествам. В дацанах монахи читают молитвы, проводят хуралы.
В 29-й лунный день последнего месяца года совершается хурал Дугжууба — обряд очищения. По традиции люди натирают себя кусочком теста, а затем лепят из него человеческую фигурку и приносят ее на ритуальную пирамидку — сор. Традиционно ее навершие выполнялось в виде человеческого черепа. Сор символизирует все человеческие грехи и несчастья, накопившиеся за год. Ламы читая молитвы в сопровождении звуков литавр, барабанов и труб, заклинают сор, после чего его поджигают. Считается, что в огне исчезает все плохое.
В ночь перед наступлением белого месяца в дацанах звучат молитвы о благополучии всех живых существ. Верующие в новогоднюю ночь стараются не спать, опасаясь, что богиня Лхамо, проносящаяся над землей, может забрать спящих, приняв их за мертвых.
Лхамо выступает центральной фигурой в мистерии предновогодней ночи. Ее почитают как защитницу (дхармапала) учения, которой подчиняются другие защитники, она же повелевает демонами, живущими на кладбищах.
Лхамо повелевает погодой, видит прошлое, будущее и настоящее, исцеляет или насылает болезни. На буддийских иконах она предстает сидящей на муле в седле из человеческих черепов. У нее три глаза и синее тело. Но ее устрашающий вид призван не пугать, а отвращать от пороков и беречь учение от врагов. В монголоязычном мире образ Лхамо соединился с образами божеств прародителей и покровителей плодородия.
Новый год приходит с рассветом
Первый луч солнца возвещает о наступлении белого месяца. В недавнем прошлом в некоторых местностях мужчины на рассвете выходили расчищать прорубь, чтобы мул Лхамо смог испить воды.
Первый день нового года традиционно связан с почитанием семьи, старших. Дети поздравляют родителей, бабушек, дедушек, после чего семья приступает к торжественной трапезе. На праздничном столе обязательно присутствуют буузы (мясо в тесте), вареное мясо и другие традиционные блюда.
С началом белого месяца принято ходить в гости. Как правило, гости и хозяева обмениваются хадаками (шелковыми шарфами) и различными подарками. В первую очередь приветствуют старших, поднося хадак на раскрытых ладонях. Так символически подчеркивается желание поддержать старшего.
Застолья всегда сопровождаются песнями, играми и танцами. Особой популярностью пользуется народный танец ёхор. Он исполняется как хоровод, по движению солнца. Сначала танцующие двигаются медленно, но потом ритм ускоряется.
В белый месяц верующие обязательно вешают флаги удачи, предварительно освященные в дацане. Часто такие флажки вешают на деревьях в священных местах. Кроме того, многие в течение месяца ходят на службы в дацан, обращаются к ламам за советом.
Торжества продолжаются весь лунный месяц. Сейчас в них с большим удовольствием участвуют все жители Забайкалья вне зависимости от национальности и вероисповедания. Ведь сагаалган — проводы зимы и замечательный повод пожелать друг другу счастья, угостить друзей и повеселиться от души.