Как православная церковь помогала советской власти во времена Великой Отечественной войны
790
просмотров
После образования советского государства шла ожесточённая борьба с религией, которая не щадила духовных лиц любого вероисповедания. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, с угрозой захвата страны неприятелем, объединила ранее почти непримиримые стороны. Июнь 1941 года стал днём, когда светская и духовная власть начали действовать сообща, дабы сплотить народ патриотизмом для избавления Родины от врага.

Как православная церковь смогла забыть старые обиды и выступить на стороне советской власти

Как православная церковь смогла забыть старые обиды и выступить на стороне советской власти За 10 лет (1931-1941 гг.) большевики ликвидировали более 40 тыс. культовых сооружений, было арестовано от 80 до 85 % священников, то есть более 45 тыс.

В период после революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны только в России перестало действовать почти 40 000 культовых сооружений, закрытых для искоренения религии. И это несмотря на то, что большинство многонационального населения, родившегося до образования Советского Союза, традиционно придерживалось того или иного вероисповедания, которое веками существовало в Российской империи.

Так, по статистике 1937 года, из числа неграмотных граждан страны, верующих было 84%; среди образованной части религиозные убеждения имелись почти у 45% населения. Однако, несмотря на немалое количество приверженцев религии, - церкви, мечети и синагоги массово закрывались, а священнослужители нередко оказывались в тюремных лагерях.

Казалось такая явная несправедливость по отношению к религии и её представителям должна была породить среди них многочисленных противников новой власти, желающих избавиться от неё любым способом. В том числе и встав на сторону внешнего врага. Тем не менее, этого не случилось – большая часть уцелевших в ходе гонений священнослужителей, забыв обиды, поддержала советскую власть сразу после нападения на страну немецко-фашистских захватчиков.
Уже 22 июня 1941 года, через несколько часов после начала войны, будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Иван Страгородский в миру) через своё «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви», призвал паству встать на защиту Отечества.

Какое значение для советской власти имело «Послание» митрополита Сергия Страгородского

Какое значение для советской власти имело «Послание» митрополита Сергия Страгородского Сергий (Страгородский) – епископ Русской православной церкви; с 12 сентября 1943 года – патриарх Московский и всея Руси.

Все публичные обращения от представителей религии запрещались существующим законом. Однако в тот момент советское руководство сделало исключение, так как понимало, что людям требовалась не только моральная, но и духовная поддержка. Текст же Послания был нацелен на пробуждение государственного патриотизма и доносил с помощью исторических примеров духовную идею боевого подвига, а также значимость для Родины гражданского труда в тылу.

Оценив помощь церковного руководства, власть, в свою очередь, в знак благодарности освободила из заключения значительное число священнослужителей. Более того, начиная с 1942 года в Москве разрешили проводить пасхальную службу и не препятствовали всенощным гуляниям. С 1943 года священники могли находиться на фронте, и в этом же году И. Сталин специально организовал встречу с верховным духовенством страны, чтобы показать единение государства и церкви в борьбе против общего врага.

Благодаря этой встрече, в Ленинграде, Киеве и Москве открылись духовные академии, а немного погодя был образован Совет по делам Русской православной церкви и Священный синод при патриархе.

Что делала православная церковь для фронта

Что делала православная церковь для фронта Многие священники во время войны участвовали в партизанском движении на оккупированных территориях.

Русская Православная Церковь занималась богослужением и проповеднической деятельностью не только в тыловых и прифронтовых зонах, но и прямо под огнём неприятеля. В ответственный момент обороны Москвы самолёт, имевший на борту икону Тихвинской Божьей матери, совершил воздушный крестный ход, облетев по кругу весь город. Также в тяжёлый период Сталинградского сражения проводил долгие молебны пред Казанской иконой Божией Матери митрополит Киевский и Галицкий Николай.

Настоящий подвиг проявили ленинградские священники во время блокады города. Богослужения шли, несмотря на массированный артобстрел и бомбёжку, невзирая на страшный голод и лютый мороз. К весне 1942 года из шести церковнослужителей только двое преклонного возраста клириков осталось в живых. И они продолжались нести службу: еле передвигаясь от голода, ежедневно выходили на работу, чтобы «поднимать и укреплять в людях дух, ободрять и утешать их в горе».

Наравне с воодушевлением гражданского населения и бойцов, церковь участвовала в становлении и развитии партизанского движения. В очередном Послании митрополита Сергия, которое он написал 22 июня 1942 года, говорилось: «Жители временно оккупированных врагом территорий, кто не может по разным причинам быть в партизанском отряде, должны если не участием, то содействием помогать ему едой и оружием, скрывать от врагов и относиться к делу партизан, как к своему собственному, личному делу».

Часто личным примером священники вдохновляли паству на неотложные работы, отправляясь после церковной службы, например, трудиться на колхозные поля. Они шефствовали над военными госпиталями и помогали в уходе за больными и ранеными; в прифронтовой зоне организовывали убежища для гражданского населения, а также создавали перевязочные пункты, пользовавшиеся высокой востребованностью во время затяжных отступлений 1941-1942 гг.

Какую роль сыграла русская Православная церковь в Победе

Какую роль сыграла русская Православная церковь в Победе Как настоящие добрые пастыри, архиереи и священники разделили со своим народом все тяготы войны.

Неоценим вклад церкви в виде сбора пожертвований для фронта, чтобы приблизить победу: при этом средства перечислялись не только прихожанами, но и самими священниками. В одном только Ленинграде удалось собрать более 16 млн. рублей, а в период 1941-1944 года церковные сборы на военные нужды СССР превысили сумму в 200 миллионов руб. О каждом крупном финансовом пожертвовании церковнослужителей или гражданских организаций обязательно сообщалось в газетах «Правда» и «Известия».

Церковные перечисления помогали в обеспечении армий оружием и продуктами питания, а также именно за счёт них была создана танковая колония, получившая название в честь Дмитрия Донского, и образована эскадрилья имени святого Александра Невского.

Танковая колонна «Дмитрий Донской».

Кроме того, Православная Церковь заметно поспособствовала в создании позитивного образа СССР в глазах союзников, когда решался вопрос открытия 2-го фронта: этот факт отмечался даже германской стороной разведкой. Многие священники, в том числе и те, кто успел пройти через тюремные лагеря или раньше находился в ссылке, внесли личный вклад в Победу, участвуя в боях на фронте или в партизанском отряде во вражеском тылу.

Всем представителям православного духовенства надлежит отпускать бороду. Это очень древний обычай, который беспрекословно выполняется. Оттого и удивительно, что в одних религиях предписано носить бороду, а в других категорически запрещено.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится