Крепостным трудовой кодекс не писан
Большую часть населения Российской Империи с момента, когда она стала Империей, составляли крестьяне, большую часть русского населения — крепостные крестьяне. Во времена Екатерины II, которой как никаким государям прежде требовалась активная поддержка дворянства, крепостные оказались в самом ужасном положении, а многие до того государственные крестьяне перешли к помещикам, что значительно ухудшило их жизнь. Нередки были случаи, когда семьи питались впроголодь только потому, что у них не оставалось времени обрабатывать свои огороды или участки на полях — вся неделя была занята отработкой барщины.
Впрочем, по настоянию церкви в воскресное утро у крестьян было что-то вроде выходного — в это время они должны были пойти помолиться. Кроме того, традиционно выходными были святочные праздники с Рождеством, Пасха и Масленица. Поскольку в эти дни землю не обработаешь толком, крестьяне честно отдыхали. Надо сказать, в отношении именно выходных в гораздо более выигрышном положении находились мусульманские народы России и иудеи — они откладывали работу каждую пятницу или субботу, смотря по вероисповеданию.
Переломил ситуацию один из самых непопулярных царей России, сын Екатерины Павел. В историю он больше вошёл как болезненно самолюбивый некрасивый мужчина, который пытался самым идиотским способом регламентировать жизнь горожан и заставлял дам в любую погоду вылезать из карет, чтобы сделать реверанс, если его экипаж едет по улице. Он также изводил свою жену, заставлял даже старых вельмож целовать ему руку, вставая на колени так, чтобы был слышен стук суставов о камень или паркет пола, и запрещал неожиданные предметы гардероба.
Тем не менее, именно этот нелепый человек, ещё будучи царевичем, ограничил для своих крепостных срок барщины до двух дней в неделю, разрешал им уезжать на заработки, построил для них два госпиталя и несколько школ, включая школу для детей-инвалидов. Придя ко власти, он манифестом запретил помещикам заставлять крепостных работать в воскресный день и рекомендовал уменьшить срок работы на барина до трёх дней в неделю. На практике эти рекомендации выполнялись только самыми просвещёнными и благодушными — но всё же взгляд на воскресенье, как на выходной день, в России утвердился.
Александр I, гораздо более любимый царь, продолжил начинание отца, утвердив список праздничных (православных) дней, в которые крестьяне работать не должны. Но по-прежнему в его времена не знали, что такое право на отпуск. Отпуск можно было получить, сильно попросив. Выдавали его по всяким исключительным случаям. Например, дворянин-госслужащий мог выхлопотать себе отпуск для поправки здоровья.
Борьба за право не работать
Индустриализация в Россию пришла относительно поздно. Её взрыв прямо связан с отменой крепостного права. Хотя по закону помещики должны были выдавать своим бывшим крестьянам землю, они старались выдать самую непригодную для обработки. Чтобы не умереть с голода, оставшиеся без пристойных наделов крестьяне стали перебираться в города или на загородные заводы.
Надо сказать, что ещё раньше индустриализация сильно ухудшило положение работников. В Средние века рабочий день в гильдиях строго ограничивался — во избежание перепроизводства, которое привело бы к обвалу цен или просто «несправедливому» сверхдоходу. Хозяева крупных мануфактур, заводов и фабрик подобными соображениями связаны не были.
Российские фабриканты пользовались тем, что желающих найти работу много и любого недовольного можно заменить оголодавшим. Поэтому выходные на многих предприятиях отсутствовали вовсе и повсеместным явлением был шестнадцатичасовой рабочий день. В оставшиеся восемь часов рабочий должен был успеть привести себя в порядок, поесть и поспать. Часто рабочим предоставлялась одна кровать в общежитии на троих — чтобы спать на ней по очереди.
Когда в конце девятнадцатого века начались массовые рабочие забастовки и митинги (стачки), фабриканты, а вслед за ними и пресса, быстро окрестили их участников бездельниками: ведь они боролись за право не работать! А точнее говоря, не работать больше десяти-двенадцати часов в день (самые отчаянные требовали восемь, подзуживаемые радикальными политическими движениями), не работать хотя бы по воскресеньям, устраивать в середине дня обязательный перерыв на обед.
Такие процессы происходили не только в Российской Империи. Восьмое марта как праздник был учреждён, например, в память о забастовке американских работниц текстильных фабрик, которые тоже требовали сократить рабочий день до десяти часов. Сокращения рабочих дней, соблюдения права на выходные требовали на рабочих забастовках весь девятнадцатый век по всему миру. В Британии это привело к тому, что половину субботы сделали тоже выходной.
Однако подвижки начались только после натуральных погромов: за право не работать (хотя бы иногда) рабочие принялись бить стёкла на фабриках. В 1897 году, желая снизить накал страстей, в России приняли ограничения длины рабочего дня до 11 с половиной часов для мужчин и до 10 часов для женщин и детей, подтвердили права на воскресный день, но… Это начинание было перечёркнуто разрешением вводить сверхурочные работы. То есть, ситуация изменилась не сильно, только прежние обычные рабочие часы теперь назывались сверхурочными. Отпуск для рабочих по-прежнему был не больше, чем загадочным словом.
Дожить до пятидневки
Хотя после Октябрьской революции один из первых декретов утвердил восьмичасовой рабочий день, выходной по-прежнему устанавливался один: по тому же декрету была рекомендована максимальная рабочая неделя в сорок восемь часов, то есть в шесть дней. Церковные праздники Советская власть заменила своими, новыми.
Начиная с конца двадцатых, с выходными вообще пошла свистопляска. То работали шестидневными неделями с отдыхом каждый шестой день, то пятидневными. В конце концов вернулись к календарным неделям, но по-прежнему работали шесть дней из семи. Кроме того, очень часто трудовое законодательство не выполнялось на местах, людей принуждали брать на себя переработки, чтобы предприятие могло похвастаться перевыполнением плана. В колхозах рабочий день вообще сильно зависел от особенностей сельского хозяйства.
Шестидневной же была рабочая неделя и в большинстве стран Европы, и в большинстве компаний США. Интересно, что из-за того, что в США мигрировало много еврейских семей, были компании, где части работников выходной устанавливали на воскресенье, а части — на субботу. Бывали и компании, где просто оба эти дня объявлялись выходными. Первый такой случай произошёл в 1908 году. Позже два выходных вместо одного популяризировал Генри Форд, крупный автовладелец.
Ситуация постепенно переломилась после Второй мировой войны. В Европе тут и там стали вводить два выходных — вторым стала суббота. Считается, что таким образом боролись с возникающим из-за технического прорыва и возвращением большого количества мужчин на своим места перепроизводства. В СССР закон о двух выходных днях в неделю вместо одного приняли только в 1967 году. Появилась возможность посвящать конец недели не только работе по дому, но и прогулкам, посещениям кино и театров.
Это ограничение рабочей недели сорока часами досталось по наследству и Российской Федерации, несмотря на то, что повсеместно оно нарушается во имя «корпоративной культуры» и звучат предложение установить норму в шестьдесят рабочих часов в неделю. Тем временем в Европе идут призывы сокращать рабочий день до двадцати — двадцати пяти часов в неделю.
Во-первых, это оптимально для здоровья, во-вторых, с учётом технического прогресса во многих случаях достаточно эффективно и растягивание рабочего дня до восьми часов совсем ненамного улучшает продуктивность по сравнению с тем, какой бы она была при двадцатичасовой рабочей неделе. В-третьих, это позволило бы обеспечить рабочими местами в таких сферах, где очень важно присутствие человека, например, в медицине, буквально всех — но тут уже встаёт вопрос о финансировании и том, как деньги на всех делить.