Принято считать, что процесс освоения Сибири, а позже и Дальнего Востока, начался в 1581 году с похода Ермака и его казаков против Сибирского ханства. Ермака наняли братья Яков и Григорий Строгоновы, которые получили во владение земли в Прикамье и соляные копи в Соль-Вычегодске. Оттуда колонисты двинулись дальше на восток, но уперлись в осколок Золотой Орды. Хан Кучум представлял собой реальную опасность, поэтому царь Иван Грозный разрешил Строгоновым нанять казаков, чтобы решить проблему.
После разгрома Сибирского ханства у русских землепроходцев не осталось соперников, и они начали осваивать новые земли. Главной ударной силой колонизации так и остались казаки. Одни добровольно уходили из Европейской части России в поисках добычи, вторые являлись наемниками, а третьи – потомками первых переселенцев. Они продвигались по рекам и облагали ясаком (данью) местные народы. Оставаться на одном месте колонистам было бессмысленно, ведь для земледелия подходила только территория Южной Сибири. Да и царь требовал другого – новых подданных, которые могли платить ясак и товары для торговли. А Север был богат и на пушного зверя, и на рыбу, и на тюлений жир, и на моржовый клык.
Так и продвигались колонисты на восток, возводя остроги (деревянные крепости) и собирая дань с местных. Кровопролитные стычки, конечно, происходили, но чаще проблемы с новыми подданными решали демонстрацией силы. Но однажды этот метод не сработал. Коса казаков нашла на камень чукчей.
Чукчи
Чукчи – удивительный народ. Они считали себя «истинными людьми» - так переводится их самоназвание «луораветлан». А всех соседей воспринимали как второсортных существ. Та же участь постигла и русских колонистов.
Нет достоверных данных, когда между двумя народами произошел первый контакт. Есть информация, что русские и чукчи встретились летом 1642 года у реки Алазеи. Но возможно, знакомство произошло раньше. Так или иначе, казаки знали о существовании в здешних местах некого «страшного» народа. Эвены, эвенки, юкагиры и коряки рассказывали им истории многолетнего противостояния. Но атаманы Иван Ерастов и Дмитрий Зырян, конечно, не восприняли это всерьез. Когда же состоялся контакт, казаки объявили, что теперь чукчи переходят в подданство царя Михаила Федоровича и обязаны платить ясак. Аборигены не согласились. Более того, произошла вооруженная стычка, в которой довелось принять участие и будущему великому путешественнику, а тогда – казаку Семену Дежневу.
Позже атаман Ерастов в челобитной царю Михаилу Федоровичу сообщил об этом инциденте, рассказав, что бой с чукчами длился «целой день до вечера». Длительность объяснить просто: казаки не ожидали такой смелости и храбрости от аборигенов. Что эвены, что юкагиры панически боялись огнестрельного оружия и разбегались еще до выстрелов. С чукчами все было по-другому. Они спокойно восприняли «грохочущие палки» и на залпы ответили выстрелами из луков. Тут-то казаки и растерялись.
Недооценка противника произошла из-за банального незнания менталитета. Вся жизнь чукчей – это бесконечная борьба за выживание. К тому же, они равнодушно относились и к смерти. Обо всем этом казаки узнали позже.
Отступать казаки, естественно, не собирались. Процесс колонизации Дальнего Востока шел полным ходом, и Российская империя буквально уперлась в земли храбрых аборигенов.
Еще один нюанс – моржовый клык. Этот ресурс ценился очень высоко и отказаться от его добычи было верхом глупости.
Поначалу казаки все же пытались мирно договориться с чукчами. Но не получалось. Понятно, что казачьи атаманы не являлись образцовыми дипломатами, но и аборигены не шли на уступки. Камнем преткновения стал первобытный строй, в котором жили «истинные люди». У них не было верховной власти как таковой. Каждый клан возглавлял тойон, но и он не мог решать судьбы соплеменников. К нему могли прислушаться и, если его мнение расходилось с мнением большинства, старейшину просто убивали. А его место занимал более сговорчивый. Естественно, казачьи атаманы никак не могли повлиять на аборигенов. Выход оставался лишь один – война.
Несмотря на первобытный уклад и примитивное оружие, аборигены были очень опасным противником. Их доспехи, сделанные из кожи тюленей или моржей, закрывали тело от колен до самой шеи. У некоторых воинов броня была изготовлена из оленьих костей и рогов. А из той же кожи тюленей или моржей чукчи делали прочные щиты.
Главным же их оружием являлись лук, копье, ножи и пращи. Владеть этим арсеналом они обучались с самого раннего детства, но все же пользовались, по словам русских, «не очень искусно». Если появлялась угроза плена, чукча накладывал на себя руки. К тому же, у чукчей, благодаря постоянным набегам на соседей, сформировалось понятие военной тактики, чем они сильно отличались от остальных аборигенов.
«Истинные люди» являлись искусными мастерами маскировки и старались перехитрить противника, заманивая его в ловушки. В каждом клане были свои великие воины. У чукчей существовал обычай – делать татуировку в виде точки на кисти после убийства противника. Соответственно, чем больше точек, тем больше уважения и авторитета.
Конкистадоры Чукотки
К моменту освоения Чукотского полуострова, здесь разрозненными кланами проживало около десяти тысяч аборигенов. Причем довольно часто они конфликтовали между собой из-за оленей и территорий. Русских колонистов было гораздо меньше. Казаков насчитывалось около пары сотен, а основной ударной силой являлись юкагиры, коряки, эвены и другие народы, конфликтовавшие с чукчами. Но на деле от аборигенов толку было мало. Они панически боялись «истинных людей». И часто бывало так, что вояки сбегали еще до начала сражения.
Главным оплотом колонистов являлся Анадырский острог, возведенный в 1652 году при участии Семена Дежнева. И на протяжении более семидесяти лет острог был единственным местом, где казаки могли чувствовать себя в относительной безопасности. Все это время чукчи исправно атаковали незваных гостей. В конце концов, Петербургу это надоело.
Масштабную военную кампанию возглавил казачий атаман Афанасий Шестаков. От него требовалось захватить Чукотку, Камчатку и побережье Охотского моря. В качестве помощника к Шестакову отправили капитана Дмитрия Павлуцкого. Командиры должны были объединить силы в кулак и нанести чукчам сокрушительное поражение. Но… Шестаков и Павлуцкий – сильные лидеры – не смогли договориться. В 1729 году они направились разными маршрутами.
Путь атамана Шестакова оборвался через год. Он вместе со своим отрядом попал в засаду и погиб. О смерти Афанасия Павлуцкий узнал только через несколько месяцев. К тому моменту капитан вместе с коряками уничтожил несколько отрядов чукчей и сумел отыскать их стойбища. Руководствуясь приказом из Петербурга, Дмитрий Иванович действовал по отношению к аборигенам максимально жестоко. Казаки и коряки не щадили никого, оставляя после себя лишь пепел. Чукчей так сильно впечатлил Павлуцкий, что его прозвище - Якунин - стало символом главного врага.
Кстати, то противостояние нашло отражение в чукотских сказках, записанных этнографом Владимиром Богоразом. В них Якунин - самых беспощадный противник. Его описывали как седовласого старика в металлических доспехах и оружием. При этом, во всех сказках, где фигурирует Якунин, он обязательно погибает. Есть две версии того, откуда взялся злодей. По первой - это собирательный образ казаков, по второй - прямая отсылка непосредственно к Павлуцкому.
Закончить свое кровавое дело Дмитрий Иванович не успел. Его повысили до майора и перевели в Якутск. На какое-то время столкновения между колонистами и чукчами прекратились. Некоторые кланы даже платили ясак. Но мир продержался недолго. В начале 1740-х годов чукчи вновь стали совершать набеги на соседние племена и охотничьи отряды колонистов. Страх перед Павлуцким постепенно ушел. И Дмитрий Иванович вернулся. Вернулся, чтобы жестоко покарать аборигенов.
Но чукчи были готовы и мастерски разыграли спектакль. Они угнали оленей близ Анадырского острога, подождали, пока оттуда выйдет отряд во главе с Павлуцким, а потом заманили в ловушку. Военачальник, который прекрасно знал хитрости и уловки противника, погиб из-за собственной поспешности.
Попытки покорить чукчей продлились вплоть до 1763 года. И толку от этого практически не было. Казна несла огромные убытки - более 1 300 000 рублей было потрачено на содержание Анадыской партии, при этом доход от ясака не достигал даже 30 000 рублей. Так что решение о прекращении кампании являлось разумным. Анадырский острог ликвидировали, а его жителей переселили в другие земли.
***
Казалось бы, на этом история покорения Чукотского полуострова завершена. Но это не так. Как только флаг Российской империи исчез, этой территорией начали интересоваться французы и англичане. Допустить их присутствие на полуострове было нельзя. И Екатерина II приказала колонистам вернуться. Только теперь они действовали по отношению к чукчам не с позиции силы, а с позиции добра.
План сработал. На ежегодных ярмарках казаки и чукчи устраивали обмены товарами и быстро сумели найти общий язык. Правда, ясак аборигены так и не платили, а их подданство империи носило формальный характер. Окончательное присоединение Чукотки произошло гораздо позже, уже в советское время.