Расхожая сентенция о том, что талант должен быть голодным, к Константину Егоровичу Маковскому явно не относилась. В конце XIX века он был, наверное, одним из самых успешных и востребованных мастеров в России. Учитывая его невероятную творческую плодовитость и высокую скорость работы, художник очень быстро стал и одним из самых продаваемых. При этом мастер сумел проявить и талант бизнесмена. Невероятно подняв цены на свои полотна, он, несомненно, выиграл на этом. Получить портрет кисти Маковского стало для многих делом престижа, чем художник в дальнейшем успешно пользовался.
Результаты такого подхода, кстати, «аукаются» нам до сих пор. Так, например, работ Маковского не так много хранится сегодня в Третьяковской галерее. Причина очень проста: знаменитый коллекционер
считал цены на полотна этого мастера очень завышенными и не спешил выкладывать за его шедевры заоблачные суммы. В некоторых случаях он этого сделать просто не мог – не хватало средств, даже если и было желание. Так, например, случилось со знаменитой картиной «Боярский свадебный пир». Павел Третьяков не смог купить ее, так как цена в 20 тысяч рублей была для него слишком высока, и в результате картина оказалась в Америке. Ювелир Чарльз Шуман приобрел ее за 15 тысяч долларов (что, кстати, соответствовал 60 тысячам рублей) и выставил в витрине своего магазина на Бродвее. Картина произвела настоящий фурор, выиграли от этого, наверное, все, кроме нашей страны – художник получил баснословные деньги, Шуман же смог «отбить» затраты, привлекая к себе массу посетителей и выпуская открытки с шедевром в новом для американцев «русском стиле». Узнав о своей неожиданной популярности за океаном, Константин Маковский решил на рубеже веков совершить поездку в Америку.
31 октября 1901 года художник вместе с женой отбыл в Соединенные Штаты. С собой он вез несколько десятков картин для выставки, которая должна была демонстрироваться в нескольких городах. Этим планам не суждено было сбыться из-за таможенных неурядиц, но имя Маковского и без того было в Америке уже достаточно известно. Пресса тех лет писала о том, что знаменитый русский художник сразу после приезда начал получать заказы на портреты. Америка «позолоченного века» с развивающейся после войны экономикой и бурным желанием нуворишей приобщиться к культурным традициям оказалась для Маковского прекрасным полем для деятельности. Точно неизвестно, сколько полотен он написал за эту поездку, но, зная его довольно высокую скорость работы, можно предположить, что больше десятка. Скорее всего, большинство из этих шедевров до сих пор хранятся в частных коллекциях у потомков их заказчиков. В интервью, данном «Петербургской газете» по возвращении домой, художник пожаловался на консерватизм и неуступчивость американцев, категорически отказавшихся предоставить эти портреты для экспонирования в России.
И вот, в конце 1901 года Маковский приближается к главной цели своей творческо-рабочей поездки. Его представляют президенту США Теодору Рузвельту. После визита в Белый дом художник начинает подготовку к работе над портретом президента. Надо сказать, что для Рузвельта это полотно было первым парадным портретом в качестве руководителя страны. Тем более непонятно то, как американцы в дальнейшем отнеслись к этому произведению.
Работа над портретом продвигалась сложно – условия были далеки от идеальных. Голову президента художник писал с натуры, но урывками, непосредственно в кабинете Белого Дома. А всю остальную работу он заканчивал, ориентируясь на фотографии и, возможно, некоторые вещи, предоставленные Рузвельтом. Впрочем, заказ удалось выполнить за несколько недель, и уже в первых числах января 1902 года портрет выставили на всеобщее обозрение. Критика дала ему очень высокие оценки.
Решенный в классической реалистичной манере, портрет очень понравился публике. Однако сегодня судить о нем мы можем только по нескольким сохранившимся газетным снимкам. Дело в том, что в последующие годы портрет просто исчез. Версия о том, что он был продан в частные руки, кажется очень сомнительной. Возможно, что полотно было уничтожено во время пожара в Белом доме в 1929 году (тогда почти полностью выгорело Западное крыло и Овальный кабинет), а может быть, его просто убрали в запасники из-за обострившейся вскоре политической обстановки с Россией. В любом случае, место президентского портрета скоро было занято новой работой. На этот раз Рузвельта написал американский художник, тоже известный во всем мире, Джон Сингер Сарджент. Этот, гораздо более броский портрет, на котором, по общему мнению, Теодор Рузвельт выглядит намного более героически, до сих пор украшает интерьер Белого дома.
Таким образом, большое американское путешествие великого русского художника до сих пор остается темной страницей в его биографии. Несомненно только то, что за рубежом находится сегодня огромное количество его работ, написанных там или увезенных из России. Периодически они появляются на мировых аукционах, доказывая, что возможно, существенная часть полотен Маковского до сих пор является достоянием частных коллекционеров и не известна широкой публике. Точного учета созданных картин Константин Егорович не вел. Сегодня известны свыше 360 его полотен, но специалисты предполагают, что на самом деле вместе с небольшими портретами и этюдами их может быть в несколько раз больше.