Как снимали в Суздале «Женитьбу Бальзаминова»
967
просмотров
Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, многим из которых насчитывается более 700 лет. Одних только монастырей здесь пять. В Суздале сохранилось около трех десятков церквей XVII−XVIII вв., не считая тех, что входят в архитектурные ансамбли монастырей. В статье будет обзор только тех суздальских храмов, что «засветились» в этом замечательном фильме.

История любого из городских храмов уникальна и заслуживает отдельного описания и отдельной публикации. Получить о них общее представление можно, рассматривая город с 72-метровой Преподобенской колокольни Ризоположенского женского монастыря. Именно с этой колокольни сделана представленная на заглавном фото панорама города и мест съемки фильма «Женитьба Бальзаминова».

Для съемки сцен во дворе Бальзаминовых был выбран местный памятник архитектуры, принадлежавший когда-то калачнику Фёдору Фирсову — дом № 13 по Старой улице, расположенный напротив Лазаревской и Антипиевской церквей.

Вот такими предстают в первых кадрах фильма двор Бальзаминовых и купола летней Лазаревской церкви, построенной в 1667 году. На ее купола крестится и подъезжающая к дому Бальзаминовых сваха.

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

К Лазаревской церкви в 1745 году в честь священномученика Антипы, епископа Пергамского, была пристроена одноэтажная Церковь Антипия, епископа Пергамского, или Антипиевская церковь — зимний храм с одной из самых нарядных и заметных в Суздале колоколен.

В кадрах фильма хорошо видно, что колокольня Антипиевской церкви располагалась точно напротив двора Бальзаминовых:

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

А такими, с явными признаками проходящего ремонта, эти церкви выглядели летом 2020 года:

Лазаревская и Антипиевская церкви

Сам дом со времени съемок фильма практически не изменился. Разве что деревянные столбы ворот заменены кирпичной кладкой. Свежая кирпичная вкладка наблюдается и в основании расположенного слева сарая:

«Домъ Бальзаминова» (б.сарай) и дом Федора Фирсова (справа)

По сведениям местных жителей, некий почитатель фильма по имени Константин собственноручно изготовил и прибил на фасад дома памятную доску:

Памятная (рекламная?) доска

Возможно, это своего рода рекламная уловка. Потому как в сарайчике с громкой вывеской «Домъ Бальзаминова» разместилась закрытая на момент съемки торговая точка, торгующая холодными напитками, квасом, сбитнем и прочими сувенирами на тему известного кинофильма.

Великолепным фоном для фильма стали и другие суздальские памятники архитектуры.

Сразу четыре храма видны в сцене чаепития в саду Белотеловой. Она снята с одного из земляных валов, что кольцом расположены в излучине реки Каменки. Поэтому в кадр попали только верхние части этих храмов:

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

На этом кадре слева направо:

  • купол небольшой зимней Церкви Рождества Христова (1775 г.);
  • соборная колокольня Суздальского Кремля;
  • голубые купола собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Главный храм Суздаля — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный на территории Суздальского Кремля в центре кольца земляных валов, был построен из белого камня в начале XIII века, а верхняя часть перестроена из кирпича в 1528−30 годах. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы и соборная колокольня

Соборная колокольня Суздальского Кремля была построена в 1635 году по указанию епископа Серапиона и стала первой каменной колокольней, построенной на земле Суздальской.

Справа на фото — Никольская церковь, перевезённая в Суздаль из села Глотово, памятник деревянной архитектуры середины XVIII века. Характерно, что в Суздале три одноименные Никольские церкви.

На ближнем плане следующего кадра из фильма как раз и видна одна из этих Никольских церквей, построенная в 1720−1739 годах:

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

Она расположена в юго-восточной части Суздальского кремля у крепостного вала, буквально рядом с местом съемки сцены.

Очень колоритно насыщены видами суздальских храмов мечтательные сны Миши Бальзаминова.

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

Сцены гарцующего на коне Миши и сцена с царским троном были сняты во входном проеме Преподобенской колокольни Ризоположенского женского монастыря.

Преподобенская колокольня

В сценах фильма, снятого с другого ракурса, в направлении с востока на запад, в проеме колокольни видны купола Ризоположенского собора середины XVI века, который в его полном великолепии можно увидеть на сделанном с высоты Преподобенской колокольни фото:

Ризоположенский собор

Ризоположенский женский монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном вне городских укреплений — на территории Посада. Каменная колокольня была воздвигнута в начале XIX века на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни.

Сцены из сна Бальзаминова снимались также на Торговой площади на фоне Казанской церкви и Торговых рядов:

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, или Казанская церковь — зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1739 году. В нескольких десятках метров от неё расположена парная летняя Воскресенская церковь (1720). Казанская церковь была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась.

В храме находятся мощи святителей Иоанна и Феодора Суздальских.

Торговые ряды (Гостиный двор) построены в 1806−1811 годах по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского. В здании располагалось более ста купеческих лавочек, позже перестроенных в отдельные магазины.

А так выглядела эта площадь летом 2020 года:

Торговая площадь, Торговые ряды, Казанская церковь

Мимо этих Торговых рядов проезжал в финале фильма свадебный кортеж, а на Торговой площади отплясывал ошалевший от счастья Миша Бальзаминов:

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

Не остался без внимания создателей фильма главный храм Суздаля — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, уже мельком показанный в сцене чаепития:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

К сожалению, в фильме так и не было представлено великолепие внутреннего убранства Собора. А оно стоит того, чтобы на него посмотреть:

Внутреннее убранство Собора Рождества Пресвятой Богородицы

Но опять-таки во сне Миша Бальзаминов выходит в облике царя из Собора и на фоне его куполов в генеральской форме приветствует восторженных горожан, по мановению «волшебной палочки» создателей фильма переместившись из Преподобенской колокольни на территорию Суздальского Кремля:

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 г.

Вот в таких примечательных местах Суздаля создавался советский фильм-бестселлер «Женитьба Бальзаминова».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится