Это в свою очередь означало то, что римляне могли тратить свои деньги довольно в отдалённых местах, особенно по мере роста империи. Сегодня древние монеты являются востребованными предметами коллекционирования, стоимость которых продолжает только расти. О том, как и для чего были сделаны древнеримские монеты – далее в статье.
Предисловие
Несмотря на то, что римская чеканка монет вскоре отошла от греческих обычаев, её происхождение было схожим. Рим, основанный в восьмом веке до нашей эры, не имел настоящей чеканки монет до третьего века. Римские историки позже без колебаний отнесли чеканку монет к гораздо более раннему царскому периоду: некоторые производили нуммус (монету) от Нумы Помпилия, по традиции второго короля Рима, а Сервию Туллию приписывали серебряную чеканку, а также бронзовую чеканку с изображением крупного рогатого скота. Римская историческая традиция серьёзно запутала элементы истинной картины. Грубые, необработанные куски бронзы, безусловно, использовались в качестве металлической валюты с шестого века, если не намного раньше, возможно, в редком сочетании с очень небольшими количествами необработанного золота и серебра, которые сами по себе также подходили по весу.
Одновременно стандарты ценности, по-видимому, были выражены в терминах крупного рогатого скота и овец, что ясно не только из производного слова pecunia (деньги) от pecus (крупный рогатый скот или овцы), но и из ранней оценки штрафов в волах и овцах. Из этого был сделан ложный вывод, что бронзовые монеты с изображением домашнего скота существовали с шестого века. Тем не менее, изображение рогатого скота, официально продолжалось до пятого века, поскольку только децемвиры (законодательная комиссия) кодифицировали закон и составили Двенадцать таблиц (451-449 гг. до н.э.). Штрафы были зафиксированы в бронзе. Эта бронза представляла собой необработанные куски или грубые брусочки разного веса.
В четвёртом веке до нашей эры римские контакты с греческими городами южной Италии постепенно увеличивались. К ним относились такие плодовитые монетные дворы, как Нола, Гирия и Неаполь. Монеты этих городов состояли из серебряных дидрахм, которые Рим, по-видимому, использовал в любых необходимых сделках с ними. Однако есть намёк на расширение римских денежных интересов двумя выпусками бронзовых монет. Они не были изготовлены в Риме, но при этом могут рассматриваться как самые ранние монеты от имени римлян, отчеканенные в Неаполе около 325-285 годов в рамках их союза и предназначенные для использования в Кампании, в отличие от Рима и Лация.
Маловероятно, что монетный двор в собственном смысле существовал в Риме до 289 года, когда Помпоний назначил учреждение трезвири (коллегии из трёх должностных лиц), которые должны были быть aeris flatores (плавильщики бронзы); и этот монетный двор (в храме Юноны Монеты) еще не выпускал настоящих монет, кроме aes signatum, бронзовых слитков (весом около шести фунтов), на которых не было знака ценности, но на каждой стороне был чётко узнаваемый тип (включая крупный рогатый скот) и, возможно, эквивалентный по стоимости греческой серебряной дидрахме.
Эти слитки aes signatum были на полпути между aes rude и настоящей чеканкой. В 269 году появилась настоящая чеканка монет. Она состояла из aes grave, больших круглых литых бронзовых монет, на которых были нанесены знаки ценности, начиная с as (весом в один фунт) и заканчивая 12-м, uncia; на одной стороне была изображена голова божества, на другой стороне - нос корабля. Им соответствовали на монетных дворах в других местах аналогичные литые монеты; на их типах изображались не латинские божества, как в Риме, а скорее греческие (на юге) или умбрийские и осканские. В то же время появились чеканные серебряные дидрахмы, по стандарту греческих серебряных монет Кампании, с греческими шрифтами, но с пометкой ROMANO или ROMA.
Сопровождаемые мелкими чеканными бронзовыми символическими монетами, они были выпущены с кампанских монетных дворов, и они, вероятно, продолжались до Второй Пунической войны, завершившись новым выпуском серебряных монет римского стиля и типов (с пометкой ROMA), включая Юпитера в квадриге (колесница с четырьмя лошадьми), от которой произошло их название, квадригати; им подражали в электруме карфагеняне в Капуе.
Квадригати имели вес более лёгких романо-кампанских дидрахм и отражали растущую стоимость серебра в период стресса. Вес римских монет из литой бронзы неуклонно снижался с одного фунта до одной из трёх унций или меньше. Финансовый стресс аналогично проявлялся в исключительной эмиссии золотых единиц и половинок. Ближе к концу Второй Пунической войны квадригати были заменены серебряными монетами вдвое меньшего веса с надписью «Победа» на оборотной стороне и поэтому назывались победителями. Примерно к 190 году в Риме и других официальных монетных дворах выпускалась преимущественно серебряная монета с надписью на латыни, сопровождаемая бронзовой монетой, настолько уменьшенной по стандарту (и, следовательно, по размеру), что её наконец можно было чеканить вместо литья.
Чеканка
Римляне делали монеты из плоских круглых дисков из прессованного металла, развивая технику, ныне известную как чеканка – термин, который используется и по сей день. В настоящее время весь процесс чеканки осуществляется машинами на фабриках, но римляне чеканили свои монеты исключительно вручную. Они были сделаны в мастерской, известной как монетный двор, напоминающей кузницу. Ранние римские монеты (200-е годы до н.э.) изготавливались из бронзы, но позже они эволюционировали, включив в процесс изготовления монет серебро, золото и медь. Самой популярной и распространённой монетой Римской империи был динарий, изготовленный из прессованного серебра. Он оставался в обращении в течение пяти столетий. При изготовлении своих монет римляне использовали два разных процесса обработки металла – холодное нанесение и горячее нанесение.
Процесс холодного чекана включал чеканку монет из холодного, неотапливаемого металлического листа для создания круглых дисков, которые были плоскими с обеих сторон. Иногда их затем стучали плашмя по металлической наковальне, чтобы убедиться, что они действительно красивые и гладкие, готовые к следующему этапу. Изготовление монет с использованием горячего чекана было совсем другим процессом. Металл нагревался в горячем огне или печи. Его либо расплавляли в жидкость и разливали по формам, либо размягчали и раскатывали в большие листы, которым затем придавали форму на наковальне. Требовались специальные инструменты, такие как щипцы для удержания металлических листов и молотки для всего сплющивания и раскатки.
На следующем этапе процесса эти простые чеканные диски необходимо было украсить, и именно это придало им настоящий завершающий штрих. Штампы, или тяжёлые штампы из бронзы и железа, были выгравированы с деталями лицевой стороны монеты, и их нужно было выбить на плоском кругляше, чтобы оставить отпечаток. Металлические диски были предварительно нагреты, чтобы смягчить его. Как и сегодня, римские монеты имели разные изображения на каждой стороне. Это означало, что на монетах нужно было наносить оба изображения. Римляне придумали хитроумную систему для этого, используя шарнирную матрицу, на которой одно изображение было прикреплено сверху, а другое снизу (как на внутренних страницах обложки книги). Тонкий диск можно было просунуть между ними, плотно зажать и ударить сверху. Довольно эффективно, не правда ли?
Нанесение изображений на монеты было трудоёмким процессом, требующим двух рабочих. Один вставлял металлические диски или листы в матрицу и закрывал её, в то время как другой колотил по ней молотком, чтобы сделать оттиск на монете. После этого отпечатанная монета была передана третьей стороне, мастеру-гравёру, который, проверив каждую монету и убедившись, что они идеальны, приступал к доработке. Он также добавлял мелкие детали, такие как надписи и завитки волос, превращая каждую из них в настоящее произведение искусства – неудивительно, что они были такими ценными.
Заключение
Римские монеты имели разные особенности на лицевой и оборотной сторонах. Практически всё также как на современных монетах, на лицевой стороне древнеримских монет был изображён портрет, обычно римского императора или известного лидера, или одного из членов их семьи. Чаще всего это был вид профиля с описательным текстом вокруг них. На оборотной стороне монеты изображения варьировались от батальных сцен до религиозных посланий или даже бывших почитаемых императоров. В довершение всего был добавлен код, идентифицирующий город, в котором была отчеканена монета, что дало современным учёным увлекательное историческое представление о самых оживлённых и процветающих районах древней Римской империи.