Как это часто бывает в истории одежды – во всем виновата армия. На дворе было самое начало XVII века. В 1618 году в Европе вспыхнула Тридцатилетняя война. В империи Габсбургов начался разлад, немцы и испанцы резали собственных соотечественников, а за одно французов, шведов и итальянцев. Испанские пехотные терции, которые на тот момент являлись сильнейшим войском в Европе (а может и во всем мире) хлынули в самое сердце Империи для подавления восстаний, уничтожения сепаратистов и революционеров.
На тот момент многие испанские наемники носили характерные еще для XVI века широкополосные шляпы, которые хорошо защищали голову от солнца, грязи и дождя. Проблема широкополосных шляп была лишь в том, что при совершении движений головой, огромные поля «парусили» на ветру и мешали. Особенно это сказывалось при стрельбе из огнестрельного оружия. Для того, чтобы повысить практичность своих шляп в бою, испанцы начали подшивать одно из свисающих полей к центральной части головного убора, формируя тем самым отворот.
Походная испанская шапка понравилась французам, которые с охотой ее переняли и пошли еще дальше, начав подкладывать и второе свисающее поле. А дальше остался всего один шаг до привычной треуголки. Для некоторых станет открытием, но «пиратская» треуголка – это обыкновенная шляпа с полями, поля которой «собраны» и подшиты (реже пристегнуты кнопками) к центральной части головного убора. Треуголка по итогу вышла на редкость практичной: легкая, небольшая (всегда можно снять и убрать под мышку), а самое главное – надежно сидящая на голове. Что особенно понравилось кавалеристам и матросам. Не чурался носить треуголку даже французский монарх! А так как Париж в то время был главным центром культуры и моды, новую шапку переняли абсолютно все европейские страны.
Считалось, что треуголка придает изящество солдатам и опрятность гражданским. Уже к концу XVII века ее носили по всей Европе. А в начале XVIII столетия треуголка добралась и до России. Головной убор наряду с чулками, шоссами и париками стал неотъемлемой частью французского стиля рококо. В конце XVIII века во Франции вспыхнула Великая буржуазная революция. Под ее воздействием поменялась и мода. Изящное рококо, как символ «ненавистной тирании» и излишества властных кругов постепенно было заменено новой модой – постреволюционным стилем Директории, отличавшемся большей скоромностью и строгостью. Впрочем, как таковая треуголка не канула в небытие, а лишь эволюционировала в новую шляпу – двухуголку.