Гигиена
Элементарная гигиена лежала в основе секретов красоты, практиковавшихся в Древнем Египте. Весь пот и песок, вызванные сухой жарой египетского климата, необходимо было смыть, прежде чем можно было нанести что-либо ещё. Для достижения этой цели большинство египтян, по-видимому, купались в Ниле, хотя также были обнаружены древние ванны. Некоторыми примерами являются общественные бани, которые были раскопаны в городе Тебтунис, старейшая из которых датируется третьим веком до нашей эры. Здесь были обнаружены каменные раковины, душевые кабины и даже печь для нагрева воды.
В дополнение к использованию песка в качестве чистящего средства, использование мыла также было довольно распространено в Древнем Египте. Паста, состоящая из глины или золы, смешанной с оливковым маслом, помогала очистить тело, а также питала и исцеляла кожу. Медицинский папирус Эберса, датируемый примерно 1500 годом до н.э., описывает ещё один секрет красоты древних египтян. Смесь животных и растительных масел со щелочными солями, по-видимому, использовалась не только для мытья, но и для лечения различных кожных заболеваний.
Чтобы сохранить своё тело чистым и свежим, древние египтяне использовали многочисленные духи, полученные из ароматных растений, цветов и семян. Их эссенции были извлечены путём отжима, после чего их добавляли в масло для создания жидких духов. Ко всему прочему эссенции также смешивали с жиром или воском, чтобы получился питательный крем или целительная мазь.
Некоторые из самых дорогих и роскошных ароматов, использовавшихся в Древнем Египте, были получены из лучших ингредиентов благовоний, импортированных из Восточной Африки. Ладан, мирра и различные ароматические породы дерева, вероятно, предназначались исключительно для самых богатых членов общества.
Уход за кожей
Возможно, одним из самых известных древнеегипетских секретов красоты является использование молочных ванн в качестве средства по уходу за кожей. Считается, что сама Клеопатра купалась в кислом ослином молоке, так как молочная кислота могла отшелушивать и омолаживать кожу. Несколько менее эксцентричным секретом красоты было добавление соли Мёртвого моря в ванны, чтобы удалить загрязнения.
Способ удаления волос, известный сегодня как шугаринг, использовался для сохранения гладкой и безволосой кожи. Удаление нежелательных волос смесью сахара, лимона и воды было популярной техникой в Древнем Египте и до сих пор широко практикуется сегодня.
А чтобы сохранить кожу увлажнённой, смесь молока и мёда наносили еженедельно.
Использование миндального, морингового и касторового масел по всему телу было обычным делом для поддержания кожи мягкой, гладкой и без морщин. Их использование было одним из важных секретов красоты в Древнем Египте. В противном случае чрезмерное пребывание на солнце опаляло бы кожу, делая её сухой и сморщенной.
Макияж
Возможно, некоторые из самых знаковых образов Древнего Египта — это изображения египтян и их богов с тёмными подведёнными глазами. Косметический порошок использовали вокруг глаз как мужчины, так и женщины из всех социальных слоёв. Он был создан путём смешивания сажи с галенитом, природной минеральной формой сульфида свинца серо-голубого цвета. С помощью маленькой палочки его можно было нанести на верхние и нижние веки. Затем тёмная линия протягивалась от уголков глаз к боковой части лица, как на бюсте Нефертити.
Использование косметического порошка было, пожалуй, одним из самых распространённых секретов красоты в Древнем Египте. Он не только обладал эстетической привлекательностью, но и защищал глаза от солнца и отпугивал мух. Это даже обеспечивало защиту от глазных инфекций. Хотя высокие концентрации солей свинца, присутствующих в золе, обычно могут быть токсичными, египтяне обрабатывали и фильтровали материалы в течение тридцати дней перед использованием. Это означало, что к моменту нанесения оставалось только небольшое количество свинца, которое было безопасным для глаз, но всё же достаточно антибактериальным.
Чтобы завершить образ, для более тёмной окраски бровей использовали жжёный миндаль, а на веки наносили зелёный пигмент, который был создан путём дробления зелёного малахитового камня и смешивания его с животным жиром или растительными маслами. Считается, что древние египтяне использовали зелёный макияж для глаз, потому что верили, что он обладает магическими свойствами. Они верили, что он вызовет око Гора и защитит тех, кто его носит, от различных болезней.
На остальной части лица древние египтяне окрашивали губы и щёки красным пигментом, созданным из охры. Изготовленная из гидратированного оксида железа, естественно окрашенной глины, красная охра была добыта, а затем оставлена сушиться на солнце. После тонкого измельчения её смешивали с водой и наносили кисточкой на губы и лицо. Вполне возможно, что красная охра также обеспечивала коже некоторую защиту от интенсивного, яркого солнца.
Косметические принадлежности
Важным элементом косметики, использовавшейся в Древнем Египте, была сопутствующая ей амуниция. Некоторые из самых волшебных секретов красоты хранились не только в косметике, но и в сосудах, которые их содержали. Косметические контейнеры являются одними из самых ранних археологических находок Древнего Египта и были изображены ещё во времена Первой династии. Кувшины из гранита, базальта, алебастра и слоновой кости были найдены в таких местах, как Саккара. Тем временем косметические ложки и палитры, такие как палетка Нармера, были обнаружены в таких местах, как Иераконполь.
Остатки, оставшиеся на этих сосудах, позволили археологам идентифицировать пигменты и соединения, использовавшиеся в Древнем Египте, помогая раскрыть секреты красоты египтян. Их формы и украшения, возможно, также имели особое значение. Многие из более поздних косметических палитр были выполнены в форме рыбы. Считается, что эта символика, была выбрана в связи с тем, что рыба олицетворяла плодородие, воскресение и новые начинания.
Чтобы сохранить свои локоны гладкими и шелковистыми, древние египтяне применяли миндальное и касторовое масла. Расчёски, сделанные из рыбьих костей, были раскопаны на многочисленных археологических раскопках и, вероятно, использовались для равномерного нанесения масел на волосы. Однако этот секрет красоты имел двойную цель, поскольку масла не только сохраняли волосы увлажненными, но и, возможно, помогали избавиться от вшей. Единственной альтернативой было побрить всю голову; эта мера также довольно часто практиковалась в Древнем Египте.
Обрывки человеческих волос, обнаруженные в различных гробницах, свидетельствуют о том, что древние египтяне, возможно, также имели склонность носить наращенные волосы и парики. Это, безусловно, могло быть средством поддержания приличий, если бы кому-то пришлось сбрить свои естественные волосы. Между тем ношение бус, цветов, лент или украшений, также было излюбленным способом выглядеть стильно. А использование краски для волос, полученной из листьев кустарника хны, могло быть одним из секретов красоты египтянина для борьбы с надоедливыми седыми волосами.
Духовная красота
Косметика и её атрибуты использовались в Древнем Египте не только в эстетических целях, а имели духовное и ритуальное значение. Животные пигменты часто добавлялись в косметику, чтобы наделить владельца физическими и духовными силами, которыми, как полагают, обладает это существо. Различные косметические палитры и контейнеры были украшены символами и изображениями, связанными с омоложением. Считалось, что даже сам макияж обладает защитной функцией от потенциально злых влияний.
Значимая роль косметики и красоты также была перенесена в смерть. Захоронения, датируемые ещё додинастическими временами, демонстрируют, как египтяне были оснащены косметическими инструментами для своего путешествия по загробной жизни. Косметика, расчёски, украшения и ароматические мази - всё это было найдено в могилах мужчин, женщин и детей.
Изображения, представленные на мумиях и посмертных масках, раскрывают больше секретов красоты Древнего Египта. Привлекательные образы, часто достигаемые с помощью макияжа, изображены на идеализированных изображениях умерших. Вместо того, чтобы запечатлеть истинные черты лица объекта, они изображены с молодой кожей и тёмными подведёнными глазами. Кроме того, сам процесс мумификации следовал нескольким типичным ритуалам красоты, практиковавшимся египтянами при жизни. Мази, используемые для смягчения кожи, например, приобретали духовное значение, когда использовались для помазания тела умершего.
Понятия о красоте
Учитывая, сколько секретов красоты пришло из Древнего Египта, вполне вероятно, что египтяне предпочитали представлять себя в идеальном свете. Действительно, многие элитные члены общества, похоже, представили себя в стереотипно красивой манере во всех своих образах. Однако, как известно большинству из нас, внешность часто бывает обманчивой. Нигде это не видно лучше, чем в немногих исключениях, данных нам в древнеегипетском искусстве, которые противостоят этой тенденции.
Одним из примечательных примеров является изображение Клеопатры на её монетах. Известная на протяжении всей истории своим очарованием и красотой, она выглядела совсем иначе на монетах с собственным изображением. Было высказано предположение, что она намеренно решила изобразить себя столь строгой и далеко непримечательной. Возможно, это вселило больше уверенности в её способности лидера, в отличие от того, если бы она казалась слишком женственной.
Официальный портрет фараона Среднего царства Сенвосрета (Сенусрет) - ещё один яркий пример. В то время как его обнажённый торс кажется идеализированным, его лицо представлено морщинистым и измученным заботами, и в довесок ко всему, у него была парочка довольно-таки больших ушей. Однако археологи утверждают, что современный человек не должен воспринимать его изображение на портрете слишком буквально. К Среднему царству в Древнем Египте фараоны осознали, что их уже не так легко воспринимать, как богов-царей и что все может быстро развалиться. Возможно, именно поэтому он выглядел таким обеспокоенным. Кроме того, большие уши можно расценивать как символ его готовности и способности слушать людей, что в свою очередь также имело особое отношение к представлению о красоте.
В продолжение темы, читайте также о том, почему бог Амон променял собственную супругу Амонет на Мут, и чем закончилась их история, окутанная множеством тайн, мифов и легенд.