Казаки в Османской империи: что храбрые вояки забыли на чужбине.
138
просмотров
Османская империя внезапно стала домом сразу для несколько групп казаков. Почему же они туда уехали и как сложилась их судьба?

Некрасовцы

Впервые я прочитал про казаков в детстве в романе Валентина Пикуля «Фаворит». Там описывался последний татарский поход на Россию в 1769 году:

«Было странно видеть — среди конских бунчуков — христианские кресты над бандами игнатов-некрасовцев, которым Турция дала политическое убежище, принудив за это участвовать в своих войнах. За спиною каждого игната была привязана половина мёрзлой свиной туши, и вид жирной свинины вызывал яростное озлобление правоверных. Пересаживаясь в сани, хан сказал де Тотту:

— Игнаты говорят, что покинули Россию ради свободы, но вы им не верьте — для них сохранение бород дороже всего на свете».

Как же казаки оказались в Османской империи?

В 1707–1708 годах на Дону вспыхнуло казачье восстание Кондратия Булавина, которое поддержали запорожцы. После разгрома движения несколько тысяч казаков во главе с Игнатием Некрасовым ушли в земли Крымского ханства, на Кубань. Там они объединились с казаками-старообрядцами, ушедшими за пределы Российского государства ещё раньше. Сохраняя автономию, казаки служили в войске хана. Основным их занятием в мирное время, видимо, было рыболовство.

Взятие Царицына войсками Булавина

Снижение численности донских казаков в результате восстания очень ослабило южный фланг России, из-за чего возобновились набеги. Так, в 1717 году ногайцы вместе с черкесами и некрасовцами доходили даже до Пензы и Саранска!

Но турецкие приключения казаков продолжились. Картина крупными мазками выглядит так.

В 40-е годы XVIII века началось переселение казаков с Кубани на северо-восток Балкан, на земли Османской империи, в Добруджу и устье Дуная. Сохранив автономию, они вошли в состав так называемой «привилегированной райи». Это — христианское население империи, которое освобождалось от джизьи (подушная подать с иноверцев в исламских странах), но обязано было служить в турецкой армии.

Игнаты сохраняли самоуправление. Всё решал казачий круг, он же выбирал атамана и есаулов. В основе идеологии некрасовцев стояло убеждение, что в России утвердилась власть антихриста, поэтому служить Османской империи, жившей по законам шариата, предпочтительнее.

Часть казаков ушла с Кубани на левобережье Днестра, оставшись во владениях Крымского ханства. Вероятно, именно эти казаки и принимали участие в татарском походе 1769 года.

Жившие в Добрудже казаки смешались со старообрядцами-липованами. Происхождение этого названия до сих пор остаётся предметом споров. В их среде сосуществовали оба старообрядческих течения — поповцев и беспоповцев.

Судьба запорожцев

Судьба запорожцев

В конце XVIII века, после ликвидации Запорожской Сечи, в Добруджу прибыла ещё одна группа казаков-эмигрантов. Это были запорожцы и присоединившиеся к ним беглые крепостные.

Основная масса бывших запорожцев переселилась на Кубань, где было создано Черноморское казачье войско, ставшее основой кубанского казачества.

Так на землях Османской империи была основана Задунайская сечь. Как и некрасовцам, этим казакам пришлось служить в турецкой армии. В 20-е годы XIX века они приняли активное участие в подавлении революции в Греции, где в боях с повстанцами понесли большие потери. Там погиб и кошевой атаман Семён Мороз.

Но в Добрудже уже жили казаки-старообрядцы! Запорожцы были вытеснены и переселились вверх по Дунаю, на границу с Австрийской империей — но затем вновь вернулись.

В дельте Дуная запорожцы и некрасовцы не смогли поделить места рыбного лова. Этот конфликт в начале XIX века перерос в междоусобную войну. Запорожцы и некрасовцы соревновались в жестокости, убивая пленных, сжигая станицы и вырезая женщин и детей. В итоге из Добруджи бо́льшая часть некрасовцев переселилась на запад Малой Азии, где и основали пять станиц.

Путь домой

В 1828 году произошло два перехода задунайцев в Россию. Сначала в Одессу на лодках уплыли восемьсот казаков. А затем на сторону России перешли ещё пятьсот человек во главе с Осипом Гладким. Они приняли активное участие в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, а после её окончания поселились на побережье Азовского моря, в районе Бердянска.

Казак Дунайского казачьего войска

Бо́льшая часть задунайцев осталась жить в Османской империи. Более того — туда вернулась даже часть ушедших в Россию, которым не понравились местные порядки. Но турки в 1828 году упразднили Сечь, поскольку казаки вышли из доверия.

Непримиримостью к России отличались именно некрасовцы.

Впрочем, две их группы переселились в Россию, в Южную Бессарабию, под гарантии автономии и сохранения своей веры. В 1809 году туда перешло около ста семей, а в 1829-30 годах — ещё чуть более тысячи человек. Под Измаилом они основали две станицы — Старую и Новую Некрасовки.

Но основная масса осталась в Османской империи, и возвращение их в Россию возобновилось лишь в XX веке.

Имя им — Легион

Девятнадцатый век оказался крайне бурным, и на исторической сцене появились весьма необычные персонажи. Одним из таких был Михаил Чайковский (1804-1886) — польский шляхтич, родившийся на Волыни. Он участвовал в польском восстании 1830-31 годов, после его разгрома уехал за границу и в итоге оказался у турок. Там Чайковский принял подданство Османской империи и ислам — и стал известен как Садык-паша.

Михаил Чайковский

С началом Крымской войны Садык-паша возглавил казачий полк в составе турецкой армии, получивший название «Славянский легион». В его рядах были бывшие задунайцы, некрасовцы и прочие славяне‑христиане.

Легион действовал на Балканах — и показал себя очень хорошо.

После окончания войны полк включили в состав регулярной армии Османской империи. Он занимался наведением порядка, подавлял очередное греческое восстание.

В 1869-м турки решили обратить солдат этого полка в ислам, но большинство казаков отказалось от такой чести. Они предпочли стать обычной райей (немусульманское население в старой Турции), но сохранить веру.

Так из-за религиозного рвения был уничтожен мощный, эффективный полк.

Сам же Чайковский получил от российских властей разрешение вернуться в Россию, что и сделал в 1872 году. Там он в очередной раз сменил веру, приняв православие (при крещении в детстве он был униатом, затем обращался в мусульманство). Спокойно жил в своем поместье в России, получая турецкую пенсию, но в 1886 году, на 82-м году жизни, повесился…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится