Художник-самоучка Рафал Ольбиньский и его сюрреалистические миры на картинах с причудливыми сюжетами
Рафал Олбински (Rafal Olbinski)(1943 г.р.) — всемирно известный художник из Польши, один из плеяды талантливых современных сюрреалистов, график и дизайнер сцены, один из немногих, кому удается заставить видеть зрителя совершенно обыденные вещи в непривычном ракурсе.
Поляк - по происхождению, американец - по месту жительства, Олбински стал известным художником-иллюстратором, практически не имея специального образования. Свою художественную манеру письма позаимствовал у знаменитого Рене Магрита, приправив ее индивидуальной символикой, художественным авторским видением и фантазией.
Сюрреалист уже давно живет и работает в Соединенных Штатах Америки, но его становление, как художника, началось еще в детские годы в Польше, где Рафал родился и вырос. Он родом из Кельце, и именно там, воспитываясь в театральной среде, (его отец был актером) Рафал пристрастился к рисованию. Первым достижением талантливого мальчика были игральные карты, которые он нарисовал для семьи.
Когда пришло время выбирать профессию, Рафал получил образование на архитектурном отделении Варшавской политехнической школы. Однако по специальности поработать ему так и не пришлось, а свою трудовую деятельность начал в оперном театре художником декораций и реквизита.
И совсем скоро талантливый мастер был приглашен в проект, который круто повернул его жизнь. Создавая эмблемы для различных отечественных отраслей, он очень быстро стал одним из известных молодых художников Польши.
И так сложилось, что в 36-летнем возрасте Рафал эмигрирует в Соединенные Штаты, где ему посчастливилось очень быстро сделать карьеру - и не только в области эмблемы, но и в качестве иллюстратора. Благодаря глубокому символизму его работы, появившиеся на обложках популярных американских изданий, таких как Newsweek, Time, Business Week, Atlantic Monthly, Playboy, Omni, The New York Times, NewYorker, снискали для художника известность в американском обществе.
В 1985 года Рафал Олбински был приглашен преподавателем в престижную Школу Изобразительных искусств в Нью-Йорке. А в начале 1990-х Олбински выполняет на заказ несколько оперных постеров, которые и стали началом его нового проекта, занявшего целое десятилетие его творческой жизни. Ошеломив весь классический мир оперы уникальными постерами, в которых было все - и фантазия автора, и таинство, и игра воображения, уникальная интерпретация и тонкий юмор, Рафал полностью изменил восприятие этого вида искусства публикой. На сегодняшний день его театральные постеры известны всему театральному миру.
Именно в те годы и пришли к польскому художнику признание и слава. А когда одна из его эмблем была признана лучей на фестивале Prix Savignac в Париже в 1994 году, художник стал лауреатом Международного Оскара, и о нем заговорил весь мир.
Уже много лет пишет Рафал Олбински и картины в стиле магического реализма, на которых можно видеть и безграничный полет фантазии, и безупречную технику, делающих мастера одним из выдающихся сюрреалистов современности. Его тщательно подобранные образы и предметы цепляют надолго внимание зрителей, заставляя подолгу "распутывать" загадочные хитросплетения и символику, затмевающую собой ясность изображения.
Одна из важных ролей на полотнах художника отводится для неба, занимающего большую часть полотна. Как правило, оно на картинах Рафала безмятежно-голубое, с плывущими белыми облаками, символизирующее свободу, бесконечность, манящую вселенную.
Своими творениями мастер стремится донести до зрителя также свою мысль, а именно - показать, что человеческое воображение - это волшебный мир, который требует постоянного обновления и вовлечения в иное вселенское измерение, где отражаются страхи и боль, минуты счастья и радости, истинные мечтания и желания.
И что любопытно, в отличие от многих сюрреалистов, произведения Облински имеют не абстрактный, а ярко выраженный смысл, вполне конкретный, понятный - иногда очень острый и жгучий. По сути, вглядевшись в картинное пространство, присмотревшись к каждому его фрагменту, мы не находим ничего нереального и фантастического - все весьма правдоподобно. Однако сюрреализм, на то он и сюрреализм - хитросплетения реальных форм, предметов, всевозможных символов и образов - это всегда для зрителя головоломка.
Работы Олбински вошли во многие известные коллекции и многочисленные частные собрания коллекционеров Соединенных Штатов, Европы, Азии и Южной Америки, его иллюстрации с завидным постоянством публикуются на страницах самых известных журналов, а оригинальные театральные постеры к оперным спектаклям по-прежнему пользуются большой популярностью.