Климатическое оружие Средневековья
713
просмотров
Камни сыпятся с небес на ваших врагов, степные снегопады убивают скот у соседнего племени, а дожди смывают вражеские войска с лица земли. Могла ли стихия разрушать кочевые империи, влиять на войны и сражения — и можно ли было ей управлять?

Циклы враждебные веют над нами

По телевизору порой показывают страшные холода в Штатах и Сибири. Стынет вода в трубах и кровь в жилах. Замерзают водопады. И это — глобальное потепление?

Учёные выявили несколько климатических циклов с разной периодичностью и амплитудой колебаний. Все они накладываются друг на друга и создают сложную картину, которая и определяет климат Земли. Порой сюда же любят добавлять фактор вулканов, чьи извержения, как два туза в прикупе, могут поменять расклад, вызвав холод, голод и сопутствующие ужасы.

Но влияют ли они на историю? Точнее — как влияют?

Споры о причинах экспансии номадов

Время от времени Центральная Азия исторгала волны кочевников. Можно ли объяснить эти события дыханием климата?

Иногда в книгах пишут, что засухи толкали кочевников к завоеваниям. На первый взгляд, логично. Но засуха означает гибель скота, а вторжения степняков возможны, только когда есть лошади и скот, чтобы передвигаться.

По другой точке зрения, напротив, экспансия номадов может быть результатом длительного благоприятного периода. То есть когда выросли население и поголовье скота — и потребовались новые пастбища. Правда, атаковать для этого земледельческие цивилизации зачастую нет смысла. Ведь, за исключением окраинных земель, эти территории, как правило, плохо подходят для кочевого скотоводства. Другое дело — набеги и вымогательство «подарков». А для поиска новых пастбищ путь известен и хорошо протоптан. Он лежит по степному коридору — до среднего Дуная. «На закат, где дрожат паруса…».

Климатические теории популярны — наверное, потому что избавляют от необходимости думать над причинами происходящих войн, миграций и социальных катастроф.

Климатические теории заменяют собой и божественное проведение, и социально-экономические законы.

С их сторонниками спорят учёные, полагающие, что вторжения кочевников вызваны прежде всего социальными причинами.

Ведь целый ряд фактов нельзя объяснить климатом. Так, экспансия кочевников зачастую происходит не в годы, когда в степи все плохо, а… в благополучные. И среди учёных есть мнение, что климатические изменения наиболее опасны для «пограничных зон», то есть там, где по окраинам степи ведётся земледелие.

Смертельный джут

Для кочевников Центральной Азии самым большим несчастьем была не засуха, а джут — массовый падёж скота из-за сильных снегопадов.

Есть несколько типов джута. «Белый джут» — когда зимой выпадает слишком много снега и животные не могут добраться до травы. В 1337 году, когда из-за снежного джута монголы остались без скота — от голода умерло около трёх тысяч человек.

Лошади способны добраться до травы при глубине снега в 30-40 сантиметров, овцы — при 10-12. Поэтому, если в степи был глубокий снежный покров, применяли совместный выпас скота. Сначала на пастбище выпускали лошадей, затем — мелкий рогатый скот.

К джуту приводят также зимние оттепели, когда происходит обледенение. Конечно, с капризами природы пытались бороться. При гололёде прогоняли табун лошадей — они должны были раскрошить его копытами. Наст ломали при помощи брёвен, которые таскали кони. Зимние пастбища, как представляющие наибольшую ценность, и стали объектом первоочередной «приватизации» со стороны влиятельных групп номадов.

Случается и весенний джут. Тогда сильный холодный ветер несёт смерть ослабевшему после зимы скоту. А ещё бывает «чёрный джут»…

«Для гибели бая достаточно одного джута, для гибели батыра — одной стрелы».

Богатый скотовод, владевший большими стадами, мог за ночь превратиться в бедняка.

Во времена монголов сильный джут чаще случался в год Зайца, то есть раз в 12 лет. И кочевники относились к этому философски. Малые джуты навещали монголов чаще, раз в четыре-шесть лет.

Но в других уголках Азии природные бедствия происходили в разные годы, их цикличность различается.

Роль природных бедствий

Природные катастрофы в Азии происходят часто, и сами по себе уничтожить общество не могут. Крах случался, если по степнякам, ослабевшим от стихии, наносили удар враги. Но и такого «контрольного выстрела» часто бывало недостаточно. Например, в 72 году до н. э. из-за сильных снегопадов у племён сюнну погибла бо́льшая часть скота и людей, а затем на них напали соседи. Но даже тогда кочевая империя не рухнула.

Сюнну, они же хунну, — кочевые племена, населявшие степи к северу от Китая. Во II веке н. э. созданная ими степная империя распалась, часть племён откочевала на запад, смешавшись с другими номадами, и в конце IV века вышла на историческую европейскую сцену как гунны.

А когда южные сюнну стали союзниками империи, китайские власти неоднократно посылали им скот и рис, помогая пережить бедствия.

Климатические бедствия могут лишь играть роль спускового крючка, а развал государства совершают внешние либо внутренние враги.

Следует осторожно относиться к сообщениям древних и средневековых источников — они, как и современное ТВ, могут сгущать краски. Центральная Азия разделена горными системами, которые создают свой микроклимат в котловинах и на склонах. И описанные в хрониках стихийные бедствия могли затрагивать лишь часть территории номадов или древних степных империй.

Сильные стихийные бедствия нередко сами по себе дестабилизировали общество. Они воспринимались как знак того, что лидеры не справляются со своими обязанностями.

А вот прочие стихийные бедствия (землетрясения и извержения вулкана), губительные для цивилизаций, кочевникам были не страшны. Нашествия саранчи для номадов были опасны в сочетании с засухой.

Роль погоды на войне

Но климат — важный фактор на войне, причём оружие это обоюдоострое.

Монгольские завоеватели использовали морозы во время вторжений, ведь замёрзшие реки превращались в хорошие дороги. Именно так они передвигались во время нашествия на Северо-Восточную Русь в 1237-38 годах. Впрочем, не только они. В 1048 году печенеги, возглавляемые Тирахом, смогли вторгнуться во владения Византии, перейдя по льду Дунай.

Сильные снегопады и холода часто наносили потери конным армиям. В 921 году вторжение киданей в Китай сорвалось из-за сильного снегопада. Как минимум дважды монголы прерывали свой поход в Китай из-за сильных дождей.

Что касается тайфунов, спасших Японию от войск Хубилая, у историков есть мнение, что тут всё несколько преувеличено. Подводные археологические работы позволили уточнить картину катастрофы, произошедшей в 1281 году. Разношёрстная армия вторжения не смогла захватить плацдарм на берегу. Чтобы обезопасить флот от японских отрядов, беспокоивших его постоянными атаками на лодках, корабли соединили цепями. Это решение стало фатальным и привело к огромным потерям во время шторма.

На исход битвы нередко влиял сильный встречный ветер. Он мешал стрелять из луков, а поднятая им пыль слепила воинов. Иногда созданная ветром пылевая завеса позволяла подойти к противнику незаметно.

Средневековые историки зачастую воспринимал непогоду не как слепую стихию, а как проявление воли свыше, которая помогала победить избранникам Неба.

«Камни дождя»: как номады управляли стихией

Раз климатическое оружие действовало — было бы странно, если бы его не попробовали отнести в арсеналы. То есть не попытались бы им управлять.

Нет, кочевники не тёрли лампу Аладдина и не стучали в бубен. Для этого у степных тюркских племён имелись шаманы, которые при помощи магических камней вызывали холод и ветер. Эти камни назывались «яда таш» — камни дождя. Стихия обрушивалась на противника.

Первые известия о таком колдовстве относятся к V–VI векам. Его применили кочевые племена жуаньжуаней и их противники. Это отметили китайские авторы, хотя и не рассказали о ноу-хау.

Но позже процедуру вызова осадков подробно описали очевидцы. Волшебный камень нужно было положить в воду, а потом побрызгать её в небо, после чего начинались дождь, снег или град.

Именно так уйгурские шаманы помогли разгромить тибетское войско в VIII веке. Этот метод неоднократно упоминают различные средневековые авторы. У них не было сомнений в том, что это «климатическое» оружие существовало — и действовало. От тюрков использовать «камень дождя» научились и монголы.

Впрочем, как отмечали некоторые авторы, когда в мирное время наступали сильные холода, монголы находили тепло одетых иноземцев и убивали их как колдунов, которые принесли морозы. То есть они подозревали, что не обладают монополией на «чёрную магию».

Но погода — это оружие массового поражения. В 1365 году произошла знаменитая «Битва в грязи». Она получила такое название, потому что внезапно пошёл сильный дождь. Как следствие, оба противника — армия Тимура и войско Джете — увязли в грязи. Средневековые авторы считали, что коварный противник использовал «камень дождя», в результате чего «Железный хромец» не смог разбить противника.

Улус Джете, он же Могулистан, — средневековое государство на территории Уйгурии и юго-востока современного Казахстана.

В XV веке зафиксировано применение «дождевого камня» для уменьшения жары во время похода войска. Но вообще, шаманы ядачи не должны были и перестараться. За неудачу в колдовстве (дождь не пошёл или был слишком сильным) их наказывали.

Если требовалось прекратить ненастье, для этого тоже использовали «камень дождя». Но манипуляции проводили в обратном порядке. Когда в Монголии в XVI веке начал распространяться буддизм, вместо «камня дождя» стали применять ритуальные инструменты из арсенала новой религии — в том числе и трубы из берцовой кости человека.

По мере распространения ислама тюрки перестали использовать «дождевой камень». Похоже, секрет управления погодой безвозвратно утерян. Теперь связь односторонняя — мы полностью зависим от прогнозов синоптиков.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится