Когда образовалось Карельское герцогство и куда оно исчезло
Существует несколько версий происхождения названия этноса «карелы». Некоторые учёные переводят слово «карья» как «стадо» или «скот». Слово, образованное суффиксальным способом с прибавлением морфемы -la, означает «пастух» или «скотовод».
По мнению других историков, название данного народа происходит от финского слова kari, что означает «подводный камень, риф». Это название может быть связано с тем, что карелы обитают возле рифов Белого моря.
Существует также версия, что происхождение этого слова восходит к балтийскому слову garia, переводящемуся как «лес, гора». А карелы, таким образом, это «горные (или лесные) жители».
Также у учёных нет однозначной версии происхождения самого народа. Ими выдвигается несколько теорий, первая из которых гласит, что как этнос карелы образовались ещё в VI веке н. э. Они жили на берегах реки Вуокса, которая в то время впадала в Ладожское озеро и Финский залив.
Три века спустя карелы впервые упоминаются в саге о войнах викингов со шведами. Впрочем, эти варварские набеги скандинавских разбойников были достойно отражены. Много раз за свою долгую историю карелам приходилось защищать свой устрой жизни от нападений варягов и других завоевателей. О том, что сами карелы являются носителями доброй воли и мира, красноречиво свидетельствуют традиции и обычаи, бережно сохраняемые из поколения в поколение.
Первые упоминания о предках современных карелов встречаются в русских летописях, датируемых X и XI вв. Этот народ населял северо-западную территорию реки Ладоги, которая входила в состав Новгородского княжества. До XVII века Корела считалась главным городом корелов, который в настоящее время называется Приозёрском.
В XVIII веке на территории нынешней Швеции существовало Карельское герцогство. Историки называют его стратегическим объектом на северо-западе Царской России. Новгород сыграл важную роль в обороне от шведов, таким образом внес свой вклад в укрепление региона.
Многочисленные войны в районе привели к частым миграциям населения и разделу территории. В XVI столетии часть Карелии перешла под управление Швеции. Жители завоеванных земель были вынуждены принять католицизм. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После поражения Швеции в Северной войне Россия вернула себе эту территорию, но потрясения продолжились и в XX веке.
Из-за того, что карельский перешеек вошёл в состав СССР согласно договору 1940 года, многие жители региона эвакуировались в Финляндию. На протяжении четырех лет эту территорию дважды захватывали то финны, то советская армия. В результате кампании 1944 года Карелия окончательно вошла в состав Советского Союза, а карелы, которые проживали на территории Финляндии, вскоре ассимилировались с местным населением.
Как вера в духов помогает карелам оставаться в гармонии с природой и собой
На протяжении многих веков карелы были язычниками, но территориальное разделение, вызванное войной, и попытка шведов обратить карелов в католичество привели к решению князя Ярослава Всеволодовича о крещении населения. Археологические исследования показывают, что даже после быстрого обращения карелов в католичество и православие язычество не было полностью искоренено.
Многие древние обычаи сохранились и до сих пор бережно хранятся жителями этноса. Предки карелов поклонялись духам. Они верили, что природа одушевлена и обладает магической силой. Например, считалось, что водным миром правили моряки и русалки. Повелителями ветра считались четыре брата, каждый из которых обладал своим характером, влияющим на воздух. Дух огня представлялся в виде человека с огромной рыжей бородой. Также существовали различные мифические существа, такие как кикимора и феи.
У карелов также существовал культ поклонения деревьям, которые обладали душой. Их уважали как живых и уничтожали только в случае крайней необходимости. Перед вырубкой леса приглашали шамана, который проводил ритуал и просил у лесного правителя разрешения на вырубку деревьев. Срубленные деревья оставляли в лесу на 40 дней (пока они не умирали). Существовали также священные рощи, где люди молились и общались, причем в них категорически запрещалось рубить деревья.
«Места силы» карелов, которые прославились на весь мир
Планета Земля известна невероятными местами, которые захватывают дух и поражают воображение. Но особый интерес всегда вызывают «места силы», которые будоражат не только глаза, но и сердце.
По количеству таких загадочных явлений Карелия занимает первое место в Северной Европе. Она стала магнитом для путешественников и любителей эзотерических практик. Одним из таких мест служит гора Воттоваара (Гора смерти). Суеверные люди считают возвышенность местом обитания злых сил и мостом в потусторонний мир.
Площадь Воттоваары составляет 6 кв. км., а крутизна склона – 400 м над уровнем моря. Здесь есть много таинственного, например, двор с 1 600 камнями, расположенными в странном порядке. Учёные считают, что это древний культовый комплекс.
Плато Воттоваары с его загадочными нагромождениями камней и скал было предметом бесконечных спекуляций историков и археологов. Количество версий происхождения этого места может посоревноваться с теориями о Стоунхендже в Британии. Впрочем, один факт учёным доподлинно известен: гора выдержала ледниковые сходы и землетрясения, образовав множество разломов и скал.
На территории обитания карелов существует карьер малинового кварцита, найденный возле поселков Кварзитный и Шокша (60 км от Петрозаводска) в Прионежском районе. Это единственное место в мире (!), где можно найти этот невероятной красоты камень. Место, где добывают малиновый кварцит, производит поистине волшебное впечатление. Окруженная отвесными стенами кратера, земля усеяна осколками малинового и розового камня, создавая впечатление пребывания на другой планете.
Добытый из Шокшинского карьера цветной камень использовался для украшения храмов и дворцов Санкт-Петербурга, а также для строительства Мавзолея и Исаакиевского собора.
«Калевала» – уникальный памятник мирового фольклора, созданный карелами
Не каждая страна может похвастаться тем, что её фольклор стал сокровищницей литературных памятников. «Калевала» – неповторимая поэма не только финно-угорской культуры, но и всего человечества.
Эпос содержит 50 народных песен-рун, которые представляют собой обряды, заговоры и заклинания. Это ценный источник информации о быте и верованиях северных народов. Сегодня «Калевала» переведена на 45 языков.
Данное произведение можно сравнить со «Словом о полку Игореве», но имя автора «Калевалы» известно. Её собрал финский филолог и врач Элиас Ленрот. Этой работе он посвятил последние 20 лет своей жизни.
28 февраля 1835 года «Калевала» была опубликована первым тиражом в 500 экземпляров. С тех пор эта дата стала широко известна как день рождения легендарного эпоса, а 28 февраля стало официальным днём финской и карельской культуры. В честь этого события в Карелии и других городах Финляндии проводится ежегодный Калевальский карнавал, где людей развлекают шествиями и театральными представлениями в костюмах, посвященных «Калевале».
Как и многие северные народы, карелы – тихий и кроткий народ. Честность – это характерная их черта. Ложь и воровство чужды представителям этого этноса. Они очень гостеприимны и радушны. Наверное, именно поэтому карелы – это уважаемый народ, а их вклад в мировую историю высоко оценен, что не включает их в список существующих сегодня древних народов, о которых все давно забыли.