Кого в XVIII веке называли петиметрами, и сохранились ли они до наших дней
807
просмотров
Каждая историческая эпоха характеризуется особыми модными веяниями. И убеждения, что стиляги – это новое явление моды ХХ столетия, абсолютно не верны. Еще в первой трети XVIII века, в период развития Российской империи по западному пути, появились особые люди – петиметры - кавалеры, воспитанные на французский манер. Дворянская среда начала перенимать веяния французской моды. Здесь особая роль отводилась пышности и блеску. На модные гардеробы тратились огромные суммы денег.

Какие веяния моды были на Западе XVIII века

Какие веяния моды были на Западе XVIII века Галантный век.

На моду в западных странах в XVIII веке особое влияние оказывали модные тенденции, зарождавшиеся во Франции. Этот период принято называть «Галантным веком». Французское влияние во многом определяло не только нормы поведения в обществе, общения, культуру, но и манеру одеваться.

Гардероб в те времена отличался причудливостью и изяществом. Однако такая одежда была не особо практична и отражала в основном образ жизни высших слоев общества - дворянства. В предметах гардероба преобладали светлые и пастельные оттенки: в моду вошли розовый, голубой, желтые цвета. Костюмы украшали пышная вышивка золотом и каменьями, тонкое кружево и бриллиантовые пуговицы. Мужская и женская цветовая гамма практически не имели отличия. Иногда мужское одеяние по отделке и красоте даже превосходило женские наряды.

Модные журналы, привезенные из Париже, начали быстро распространяться по Европе, завоевывая свою аудиторию. Постепенно парижская мода становилась эталоном для всего западного мира.

Последователи французской Фронды

Последователи французской Фронды Золотая молодежь.

В период выступлений народа против правительства Франции петиметрами называли сторонников принца Конде. Восстание было подавлено, а его участники стали молодежью, прожигающей жизнь. Щеголи Российской империи стали последователями французских фрондеров XVII века, унаследовав при этом и название.

Петиметров часто высмеивали в различных литературных произведениях. К примеру, писатель Мольер посвятил этим щеголям пьесу «Смешные жеманницы». Существовало мнение, что через смех общество расстается со своим прошлым. Казалось бы, высмеянное течение петиметров должно было исчезнуть, но необычная модная тенденция возродилась в следующий исторический период, но уже в другом государстве.

Такое нелепое модное течение образовалось в России в связи со следованием Петром Первым по пути европейского развития. Поэтому неудивительно, что молодое поколение стали ярыми поклонниками западной культуры. Впервые слово «петиметр» появилось в 1750 году. Его упомянул в своей комедии «Чудовище» Александр Сумароков. С этого времени драматурги и журналисты Российской империи неустанно начали насмехаться над модниками и модницами, которые безоглядно следовали западной моде.

Петиметров высмеивали за то, что они слепо подражали модным тенденциям. Что бы ни происходило в мире моды, это всегда заметит модник и будет подражать, - так объясняли поведение петиметров сатирики.

Повседневные хлопоты петиметра

Повседневные хлопоты петиметра Обмен сплетнями и светскими новостями.

У петиметра день был расписан с утра до ночи. Модник спал до позднего утра, а после пробуждения выпивал чашечку шоколада или других кулинарных изысков. После этого происходило создание образа. При этом практически не было различия между женскими и мужскими образами. И те и другие много пудрились, румянились, делали высокие прически и подбирали модный туалет.

После того, как процесс одеяния завершался, петиметр шел в гости к другим модникам, чтобы обменяться сплетнями, светскими новостями и любовными виршами. Вечер был посвящен балам, ужинам, посещениям модных лавок или театров. Официальные приемы и званые обеды, балы проводились в строго отведенное для этого время: балы с 7 до 8 часов вечера, а ужины – с 10 вечера до 2 часов ночи.

Одетые по последней французской моде, по улицам Петербурга степенно прохаживались петиметры. Обязательным атрибутом городского модника был пышный галстук, а грудь была увешена невероятным количеством блестящих брелоков. Кавалеры всегда носили при себе трость, а в руках держали круглую шляпу, которую не надевали на голову из боязни испортить высокую прическу.

Ежедневно петиметры прогуливались по проспекту, усердно кланяясь и приветствуя знакомых. Со стороны это внешнее проявление этикета выглядело очень странно, как какое то театральное представление. Французское влияние чувствовалось во всем. На балах и званых ужинах принято было говорить по-французски. Однако не каждый петиметр знал в совершенстве этот язык, поэтому, чтобы не отстать от моды, они произносили русские слова на французский манер – с ударением на последнем слоге.

Бесследное исчезновение

Бесследное исчезновение Петиметров ждали нищета и забвение.

Петиметры исчезли также быстро, как только канул в прошлое Галантный век. Это легкомысленное племя презирало реальную действительность и паразитировало на теле государства. Петиметры не умели вести дела, не могли создавать прочные семьи, поэтому они изжили себя, не оставив после себя и следа. О них остались лишь презрительные воспоминания их современников, которые характеризовали это модное течение как испорченное, напыщенное, наполненное роскошью и мотовством.

Стареющие петиметры представляли собой жалких и комичных особей. Они не были приспособлены к жизни, поэтому их ждали дальнейшая нищета и последующее забвение. На театральных сценах рьяно высмеивали это модное течение, которое слепо следуя французским обычаям, совсем потеряло разум.

Кто стал последователем петиметров

Кто стал последователем петиметров Стиляги.

Последователями петиметров по праву можно считать стиляг. Эта новая молодежная субкультура, возникла в СССР в 50-60-х годах. Они подражали западному образу жизни во всем: в музыке, танцах, одежде, говорили на специфическом сленге.

Стиляги отличались от других цинизмом сужений, отрицанием норм и правил морали. Они увлекались модными западными журналами, слепо следовали моде, где преобладали пестрый гардероб, множество украшений, высокие прически.

Это течение высмеивалось во многих советских печатных изданиях. Впервые термин «стиляга» появился в одноименном сатирическом очерке Д. Беляева, опубликованном популярном журнале «Крокодил». В произведении описывается невежественный парень, разодетый на западный манер, который хвастается своим пестрым одеянием и нелепыми танцами.

Советское общество резко осуждало это модное прозападное течение, их недолюбливали и называли шпионами. Стиляг постоянно преследовали за космополитизм. Их высмеивали в прессе и обществе, освистывали на улице, им портили одежду, забирали в отделения милиции. Постепенно эта молодежная субкультура начала угасать под влиянием общества. И к началу 70-х годов практически полностью исчезла.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится