Кому поклонялись древние египтяне?
0
1
1,330
просмотров
Как и в других странах Древнего Востока, в Египте мифология первоначального неолитического населения постепенно превратилась в религиозную систему, которая объясняла мир вокруг человека. Древнейшим верованием египтян был тотемизм, т.е. поклонение тотему – покровителю племени, который затем перерос в культ местных богов отдельных номов. Постепенно при создании первых государств некоторые местные боги стали общегосударственными. Так, богом Верхнего Египта был Гор, а Нижнего – Сет.

Первоначально Сет как и Гор был покровителем царской власти и не имел тех негативных качеств, которыми его наделили после объединения страны. Фараоны Верхнего и Нижнего Египта считались воплощением бога на земле, сочетая в себе функции военного вождя и верховного жреца. Соответственно они носили и имена «своих» богов, так, среди царей Верхнего Египта были Гор Скорпион, Гор Двойник, а все фараоны Нижнего Египта носили имена Сет. Последний фараон II династии единого Египта объединил в своем титуле имена Гор и Сет, после чего иероглиф Гор-Сет стал читаться как «царь». В последующий времена встречались фараоны, именовавшие себя Сетом (Сети), однако с распространением культа Осириса этот бог стал рассматриваться как воплощение злого начала.

В период Древнего царства с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, местный бог Ра стал общегосударственным и был отождествлен с Гором. Однако, Гор и Сет сохраняли свое ведущее положение еще в течении довольно долгого времени.

Бога Ра считались воплощением солнца, создателем земли, людей и других богов, которые возникли из его слез. Согласно мифам, днем Ра плывет по небесному Нилу в барке Манджет и освежает землю. Вечером он пересаживается в барку Месектет и и подземному Нилу спускается в преисподнюю, где каждую ночь сражается со змеем Апопом и побеждает его. Хтоническое чудовище Апоп выпивает все воды Нила и карается за это солнечным богом.

Постепенно в Древнем Египте появились центры систематизации мифов, которыми стали наиболее крупные города страны: Гелиополь, Гермополь, Мемфис и Абидос. В этих городах сформировались мифологические школы, основные различия между которыми заключались в космогонии, т.е творении земли и человека. В Гелиополе считали, что первоначально существовал только океан, из которого поднялся первый остров. На этом острове вырос лотос, из цветка которого появился молодой бог Солнца Ра. Немного позднее здесь разработали более сложную схему происхождения мира и богов, в которой принимала участие так называемая гелиопольская «девятка». Согласно этой схеме, древнейший земляной холм Атум породил первое мужское божество Шу – воздух, и женское божеством Тефнут -- влага. Шу и Тефнут родили мужского бога земли Геба и женскую богиню неба Нут. Брак неба и земли дал жизнь четырем богам: Осирису, Исиде, Сету и Нефтис. Осирис и Исида породили Гора.

В Мемфисе, культовом центре бога мудрости Птаха, считали, что это божество задумало творение в своем сердце и назвало задуманное языком. Так возник Атум, восемь богов-двойников Птаха, земля, люди и животные. Многие ученые справедливо считают, что более поздняя гелиопольская «девятка» восходит к учению мемфиских жрецов. В Гермополе почитали бога Тота, который считался языком Птаха. Тот почитался как создатель времени, языков, письменности и счета. Это божество отождествлялось с Луной и часто изображалось позади Ра-Солнца. Кроме того, Тоту принадлежала ведущая роль в погребальном ритуале.

Мужского бога как создателя мира почитали также в Элефантине. Здешние жрецы считали, что после сотворения земли бог Хнум вылепил человека на гончарном круге.

В эпоху Среднего царства во времена правления фиванских династий начинается возвышение Амона, солнечный бог города Фив. В самом начале Нового царства Амон был отождествлен с Ра и стал главным общегосударственным богом. Теперь его поставили во главе гелиопольской «девятки». С Амоном связано дальнейшее обожествление фараонов. Официально считалось, что фараон рождается от соединения Амона и царицы-матери, которой бог является в образе ее мужа.

В конце Нового царства верховным богом Египта стал Осирис. Вначале он почитался в восточной части дельты Нила как божество плодородия и производительных сил природы. Затем центр его культа переместился в Абидос, место погребения царей, где стал олицетворением умершего фараона, который воскресал подобно богу. В конце III тыс. до н.э. влияние Осириса возросло настолько, что он вытеснил бога мертвых и преисподней Анубуса и сам занял его место. Осирис стал основой мира, который он держал на своих плечах, а из его пота вытекал Нил.

Вскоре Осирис был отождествлен с Амоном-Ра и стал последним верховным божеством фараоновского Египта. Царствуя в Египте, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства. С его помощью люди стали сеять злаки, сажать виноградники, изготовлять пиво и вино, выпекать хлеб. Именно Осирис научил египтян добывать и обрабатывать медную и золотую руду, строить города, врачевать. Но злой бог Сет завидовал брату и сам хотел править Египтом. Поэтому он убил Осириса. Исида нашла труп мужа, оплакала его вместе со своей сестрой Нефтидой и затем похоронила. Спасаясь от преследований Сета, Исида с новорожденным сыном Гором скрывались в болотах дельты Нила. Возмужав, Гор вызвал Сета на поединок и, победив его, потребовал перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса себе, как единственному сыну умершего царя. Гор получил царство и затем воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, которое Сет вырвал у Гора во время поединка. Однако Осирис не возвратился на землю и остался царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

В этом мифе об Осирисе отразились представления древних египтян о смене времен года. Они считали, что летом дух растительности умирает, а с разливом Нила воскресает вновь. В египетских текстах Осирис упоминается как «владыка виноградной лозы», «ячмень и хлеб», «свежая вода Нила». Цвет кожи Осириса на египетских росписях -- зеленый, его корона сделана из стеблей папируса, он всегда изображался с каким-нибудь растением: лотосом, виноградной лозой, деревом.

С конца Среднего царства не только фараоны, но и каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом. Имелось в виду, что все праведники воскреснут после смерти. Бог Осирис считался также судьей над душами умерших. После смерти египтянин представал перед Осирисом, в присутствии которого на одну чашу весов клали заключенную в сердце душу покойного, а на другую – изображение богини Маат, повелительницы справедливости и порядка. Праведник попадал в рай, а грешника пожирало чудовище Амт – существо с телом льва и головой крокодила.

По представлениям древних египтян, загробная жизнь была прямым продолжением земного существования, поэтому необходимо было сохранить тело усопшего, для чего и применяли бальзамирование. Египтяне верили, что у человека есть две души: ба и ка. Ба – это жизненная сила личности в образе птицы с человеческим лицом, которая днем выходит из могилы на поверхность, поднимается на небо к богам, а ночью странствует по подземному царству. Ка рассматривали как персональную судьбу, сопровождающую человека при жизни и после смерти. Первоначально ба и ка обладали только боги и фараоны, но начиная с эпохи Среднего царства стали считать, что они есть у всех людей независимо от их социального происхождения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится