«Принцесса Греза»: почему Императорская Академия художеств забраковала картину Врубеля
0
563
просмотров
Это великолепное панно называют самым известным в Москве. Панно, которое одобрил сам император, но отвергла Академия художеств. Чем приглянулась «Принцесса Греза» императору и за что получила общественный резонанс?

Биография художника

Художник Михаил Врубель родился в Омске. Учился на юридическом факультете в Петербургском университете, а затем обучался в Академии художеств. Это был всесторонне талантливый человек: и художник, и график, и дизайнер декоративно-прикладного искусства, и иллюстратор, и даже архитектор.

Говорят, что на решение Врубеля поступить в Академию искусств после университета повлиял его интерес к философии и эстетике Канта. С другой стороны, есть и более или менее обычное объяснение того, как Врубель стал профессиональным художником. Будучи студентом, он был вовлечен в художественную среду своим дядей (брат его мачехи, мать Врубеля умерла, когда Михаилу было три года). Это был известный педагог Николай Вессель, знакомый со многими представителями художественной интеллигенции, особенно из музыкальной и театральной сфер (в том числе, с Мусоргским). Безусловно, это оставило отпечаток на художественном вкусе Врубеля - его картины и сюжеты часто зачастую носят театральный подтекст.

В возрасте 24 лет Врубель поступает в Императорскую художественную академию. Преподавателем Врубеля в Академии был Павел Чистяков - выдающийся учитель, учениками которого были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, Серов и др. Уже ранние работы Врубеля имеют специфическую романтическую нотку, которая стала его отличительной чертой (достаточно вспомнить «Демона сидящего», «Принцессу Греза» или «Царевну-Лебедь»)

Многие работы Врубеля монументальны. Дело даже не в размерах его картин, хотя обычных посетителей обычно поражает огромная «Принцесса Греза» и другие большие полотна из Третьяковской галереи. Монументальность кроется в особой пластике картин и особом мазке Врубеля. В своем творчестве Врубель был крайне не ординарный: он мог месяцами работать над одной картиной, начинал, но не заканчивал свои работы, дарил их в подарок, разрушал или недооценивал. Иногда он писал новые работы на старом холсте. Например, знаменитый «Пан» был нарисован поверх портрета жены, а «Гадалка» - над незаконченным портретом Н. Мамонтова.

Савва Мамонтов в кругу художников

В то время вокруг известного российского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова формировался художественный кружок, и Врубель стал его полноправным членом. С Мамонтовым его связывали очень теплые отношения, после двух месяцев знакомства Врубель даже переехал к нему в дом, став полноправным членом его семьи. Благодаря Мамонтову Врубель начал получать ценные заказы. В 1891 году ему предложили проиллюстрировать собрание сочинений Лермонтова. Он охотно принял заказ, тем более что начал задумываться над образом Демона еще задолго до этого предложения. Как известно, именно образ демона стал визитной карточкой Врубеля.

«Принцесса Греза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал у Врубеля панно «Микула Сельянинович» и «Принцесса Греза» для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Врубель был тогда практически неизвестен широкой публике. Подготовленные эскизы понравились Мамонтову и Врубель завершил оба полотна.

«Принцесса Греза» была создана по сюжету пьесы Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкина-Куперника. Премьера спектакля на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Это романтическая история о возвышенном желании любви и совершенной красоты, созерцание которой достигается ценой смерти, имела ошеломляющий успех у публики. На одноименный сюжет даже создали вальс «Принцесса Греза», духи и шоколад с аналогичным названием.

Сюжет таков: трубадур услышал много легенд и историй о несравненной красоте и великодушии принцессы, в которую страстно влюбился. Хотя он никогда ее не видел, трубадур был поражен рассказами о ее красоте и щедрости. Он отправляется в путешествие по морям, чтобы впервые встретиться со своей возлюбленной и рассказать ей о своих чувствах. Путь был не близок и трубадур тяжело заболел. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. До принцессы его довезли уже без сознания. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он вдруг очнулся, увидел свою возлюбленную и ... уснул вечным сном. Принцесса пожелала отказаться от мирской жизни и стала монахиней.

Размеры полотна поистине монументальны - ширина достигает 14 метров, а высота - 7,5 метров. Холст был написан с помощью пастели и угля. Палитра изобилует золотистым, серо-перламутровым и оливковым цветами. Все эти неясные, мягкие и воздушные полутона создают впечатление сказочности происходящего.

Дебют - разочарование - успех


Когда Врубель подготовил эскизы работ «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», Витте показал их императору. Николай долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы. Когда холсты были представлены на выставке, то, как рассказывал Н. А. Прахов, «стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле «убивали» расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников».

Академия заволновалась. Приехала комиссия во главе с вице-президентом Академии. Она осмотрела панно и постановила: «Снять как нехудожественные».

К сожалению, на момент дебюта полотно не имело большого признания, при жизни художника критики не находили в нем оригинальности и духовной силы. Ценители искусства считали полотно руки Врубеля излишне декоративным. Работа была слишком нетривиальной и смелой, что не приветствовалось. Хоть и с выставки картина была снята, Савва Мамонтов решил увековечить картину, создав ее майоликовую копию. Он запланировал строительство культурного центра, объединяющего вернисаж, зал танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр.

Он привлек к этому проекту известных архитекторов и художников начала XX века. Хотя мечта Мамонтова осуществилась не полностью, сейчас Метрополь признан одним из самых значительных исторических и архитектурных памятников современности и включен в список федеральных архитектурных памятников. Будучи страстным пропагандистом своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства в новом направлении. При разработке проекта отеля у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Греза» в майолике и тем самым навсегда выложить ее на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится