Жизнь до Дали
Елена Дьяконова родилась в царской России, в Казани. В 1912-м году, заболев туберкулезом, девушка поехала на лечение в Швейцарию, где и познакомилась с Элюаром. Он сделал ее своей женой и ввел в пестрый, шумный, манящий мир европейской богемы.
Себя она любила называть Галиной. Муж сократил имя до более простого "Гала", с ударением на последний слог.
Еще до встречи с Дали она вдохновляла на написание картин другого известного художника, Макса Эрнста. Гала позировала для него и отношения их не долго оставались исключительно профессиональными. Макс Эрнст и Елена-Гала стали любовниками за 8 лет до ее знакомства с Дали.
В любовные романы перетекали отношения Галы с режиссером Луисом Бунюэлем и писателем Андре Бретоном. Муж знал о ее изменах, но свободные нравы, царившие среди европейских интеллектуалов, диктовали относиться к этому спокойно.
Главная муза короля сюрреализма
Любовь к Дали оказалась столь сильной, что русская женщина бросила и богатого мужа, и маленькую дочь. Она переехала в рыбацкую хижину, где жил тогда будущий король сюрреалистов. И в 1932-м году они поженились. Ей на тот момент было 38 лет. Ему - на 10 лет меньше.
"Ей было суждено стать моей Градивой, - писал великий художник. - Единственной, кто заставляет меня двигаться вперед, моей победой, моей женой". Он рисовал ее бесчисленное множество раз и очень часто - в образах религиозных. Она появлялась на полотнах Дали то как Дева Мария, то как Леда в обнимку с лебедем, то как Галатея, распадающаяся на десятки раскрашенных сфер. Помимо живописи, увековечивал он ее и в редких своих скульптурах.
В 1958-м году состоялся повторный брак и, пожалуй, только его можно было признать настоящим. Ведь официально брак Дьяконовой и Элюара до сих пор не был расторгнут. Разрешение на более пышное сочетание в каталической церкви пришлось выпрашивать у самого Папы Римского.
Они прожили вместе уже три десятка лет, когда Сальвадор Дали сделал своей супруге королевский подарок - настоящий замок в окрестностях маленького каталонского селения Пуболь. По договоренности между ними, Дали не мог посещать замок, пока Гала не давала письменное разрешение на это. Она была полноправной хозяйкой этого места. И не только...
Хозяйка сердца и разума
Насколько бы ни был свободолюбив и самодостаточен испанский гений изобразительного искусства, любовь к русской женщине его пленила. Он отдал ей право распоряжаться финансами, позволил принимать важные карьерные решения за него. Она же полагалась на мистику и прибегала к не самым надежным способам планирования. Например, Гала любила раскладывать карты Таро, которые и "подсказывали", кому и за сколько продавать картины, куда вкладывать деньги, где устраивать выставки.
Дали доверял ей всецело. Он готов был поделиться с русской супругой самым ценным - авторским правом на собственное творчество. Некоторые картины он подписывал так - "Гала Сальвадор Дали".
Любила ли она его столь же сильно? Судя по всему - да. Подтверждением тому могут служить фотографии, сделанные Гала. На них видно, как влюбленно смотрела женщина на испанского гения.
Но старость подточила силы двух людей. В том числе и силы любить друг друга. По некоторой информации Дали в последние годы их совместной жизни стал очень ревнив, ведь Гала даже в старости оставалась кокетливой женщиной, не упускающей шанса пофлиртовать с мужчинами. В стремлении сдержать эти ее порывы Дали доходил даже до рукоприкладства.
Чтобы утихомирить ревнивца, Гала стала подсыпать художнику "Валиум". Успокоительное делало Дали вялым. Руки его, и без того обессилевшие, не могли уже больше держать кисть.
Жизнь без Гала
Летом 1982 года Елена Ивановна Дьяконова сломала бедро в подаренном ей Сальвадором Доменеком Фелипом Жасинтом Дали замке. Женщину успели доставить в госпиталь, где она и скончалась в присутствии последнего своего любовника, рок-певца Джеффа Фенхольта.
Фенхольт впоследствии фактически обвинил Дали в убийстве. Якобы перед смертью Гала сообщила ему, будто Дали избил ее, потому бедро и оказалось сломанным. Слова любовника покойной мало кто воспринял всерьез.
Дали тяжело воспринял новость о смерти супруги. Он впал в тяжелейшую депрессию, из которой не мог выйти долгое время (это сказалось и на творчестве, ставшем мрачным, тяжелым, лишенным фантазии прежних работ).
В том же году испанский король пожаловал художнику титул маркиза Пуболя, что, конечно, не могло ни в малой степени убавить горечь утраты. Дали было 84 года, когда он умер. Он пережил свою любимую супругу, главную музу своей жизни, всего на 7 лет.
Подарок, сделанный им жене, стал подарком ценителям его искусства - в замке Пуболь открыли музей Сальвадора Дали. И, конечно же, большая часть экспонатов посвящена памяти Гала.
Дали о любви, о детях, о женщинах, о Гала
"Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота".
"Великие гении производят на свет посредственных детей, а я не хочу быть подтверждением этого правила. Я оставлю в наследство лишь самого себя".
"Я никогда не встречал женщины, которая была бы одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики".
"Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь. Без Гала я никто".