Коровин, Бакст и еще 8 известных художников Серебряного века, которые вошли в историю театра
800
просмотров
Им довелось творить в эпоху Серебряного века и не ограничиваться лишь привычными формами изобразительного искусства. Каждый из этих художников был по-своему талантлив и самобытен, а возможность попробовать себя в новом качестве казалась весьма привлекательной. Возможно, именно поэтому театральные костюмы и декорации того времени наполнены невероятной атмосферностью и каким-то особенным волшебством.

Мстислав Добужинский

Мстислав Добужинский Мстислав Добужинский.

Свои первые театральные заказы Мстислав Добужинский получил от МХАТа, а начало его деятельности на этом поприще было тесно связано с Константином Станиславским. Великий режиссёр не просто декларировал свою идею, а наставлял молодого художника, пытаясь передать ему своё видение оформления того или иного спектакля.

Мстислав Добужинский. Эскиз декораций к опере «Евгений Онегин».

Во МХАТе Мстислав Добужинский оформлял «Месяц в деревне», «Нахлебника», «Где тонко там и рвётся» и «Провинциалку» по Тургеневу, «Николая Ставрогина» и «Село Степанчиково» по Достоевскому. В Большом театре заведовал художественной частью, а после эмиграции оформлял оперные спектакли в Каунасе, в числе которых «Дон Жуан», «Борис Годунов», «Паяцы» и «Пиковая дама». Позже участвовал в оформлении спектаклей в Лондоне, Париже и в США, куда перебрался в последние годы жизни.

Константин Коровин

Константин Коровин Константин Коровин.

Он начинал свою театральную деятельность в опере Саввы Мамонтова, где трудился на протяжении 15 лет, успев оформить больше десяти спектаклей и завоевать славу талантливого художника-сценографа.

Константин Коровин. Эскиз декорации к балету Ц. Пуни «Конёк-Горбунок»

«Виндзорские проказницы», «Аида», «Лакме», - работа художника в этих постановках заслуживала самых высоких похвал со стороны критиков. Позже Константин Коровин создавал оформление для Большого театра и Мариинского, а Париже смог удивить даже самых избалованных театралов невероятным оформлением спектакля «Князь Игорь» в Русской опере.

Александр Головин

Александр Головин Александр Головин.
Александр Головин. Эскиз декорации к опере А. С. Даргомыжского «Русалка».

Художник служил в Большом театре, работал для дягилевских «Русских сезонов», в Мариинском театре и во МХАТе. При этом работал он в собственной манере, никогда не начинал разрабатывать декорации с первой сцены, предпочитая прорисовать финал или середину первыми. Кроме того, художник не умел работать с помощниками, а всё делал самостоятельно.

Василий Поленов

Василий Поленов Василий Поленов.
Василий Поленов. Эскиз декорации к спектаклю «Алая роза».

Оформлял спектакли и выдающийся русский художник и просветитель Василий Поленов. Большей частью он работал для Частной оперы Саввы Мамонтова, а после организовал свой собственный театр. Для него он не только разрабатывал декорации и костюмы, но ставил вместе с детьми спектакли и восхищался талантливыми ребятами, которые пришли из крестьянских семей.

Лев Бакст

Лев Бакст Лев Бакст
Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Шахерезада».

По большей части известный художник оформлял спектакли в Санкт-Петербурге и в Париже, работал для Александринского и Эрмитажного театров, создавал костюмы и декорации для «Русских сезонов» Дягилева, особенно любил процесс работы именно над костюмами. Он, если можно так сказать, чувствовал цветом. Для него каждый оттенок был печальным или целомудренным, полным отчаяния, торжества или гордости. Не зря впоследствии многие его сценические наряды находили отражение в моде того времени.

Николай Рерих

Николай Рерих Николай Рерих.
Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Половецкие пляски».

Художник начал свою театральную деятельность ещё в 1907 со спектакля «Три волхва» для петербургского «Старинного театра». Несмотря на провал самой постановки, критиками были благосклонно приняты декорации к спектаклю. Позже Николай Рерих разрабатывал оформление для «Русских сезонов» Дягилева, который очень ценил художника, а парижские критики впоследствии восторженно отзывались о декорациях Рериха и отмечали их историческую достоверность при полном отсутствии банальностей.

Виктор Васнецов

Виктор Васнецов Виктор Васнецов.
Виктор Васнецов. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Виктор Михайлович практически не работал для театра, однако одни только его эскизы к «Снегурочке» Островского были своеобразной революцией в сценографии того времени. При этом художник и сам сыграл Деда Мороза в этом спектакле в Абрамцево, а вместе с ним на сцену выходил Илья Репин в образе боярина Бермяты и Савва Мамонтов в образе Берендея.

Впоследствии художник воспроизвёл эти же декорации и костюмы, но уже в Московской опере Саввы Мамонтова. Тогда критики отметили самобытность воссозданных художником древнерусских форм и орнаментов.

Иван Билибин

Иван Билибин Иван Билибин
Иван Билибин. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

По большей части Иван Билибин был книжным иллюстратором, при этом специализировался на русским былинах и сказках. Оформляя балетную сюиту «Русские пляски», он увлёкся настолько, что результат его собственного творчества восхитил художника. Впрочем, каждая его театральная работа, будь то «Фуэнте Овехуну» для Старинного театра или «Борис Годунов» для Театра Елисейских Полей, отличались оригинальностью, смелостью и какой-то первозданной красотой.

Александр Бенуа

Александр Бенуа Александр Бенуа.
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды».

Он начинал работать в Эрмитажном театре, затем оформлял спектакли для Мариинского театра, а в Европе прославился благодаря оформлению постановок для «Русских сезонов» Дягилева. При этом многие современники отмечали: единственная страсть художника – это искусство, которому он готов отдаваться со всей пылкостью своей натуры. Наверное, созданные ним декорации и костюмы именно поэтому получались живыми и чувственными.

Сергей Судейкин

Сергей Судейкин Сергей Судейкин.
Сергей Судейкин. Эскиз декорации к балету П. Чайковского «Лебединое озеро».

Свою театральную деятельность Сергей Судейкин начал с сотрудничества с Саввой Мамонтовым. Александр Блок после просмотра оформленной «Сестры Беатрисы» по Метерлинку писал о воздействии декораций и костюмов на зрителя. Сцена буквально расцветала чудом и в полной мере передавала чувства и эмоции автора. Впрочем, каждый спектакль, в создании которого участвовал художник, наполнялся этим самым чудом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится