1 . Крестовые походы начались в 1096 году и завершились в 1272
Если с первой датой можно согласиться, то дата окончания — весьма спорная.
Официально насчитывают семь или восемь Крестовых походов на Ближний Восток, но фактически их было намного больше. Историки нумеруют лишь самые крупные и известные мероприятия, и за скобками остаётся очень много «неучтённых». Например, первый морской поход на Святую Землю — венецианский 1122 года.
Крестовые походы проводились по инициативе католической церкви, и их целью, в широком смысле, была борьба с неверными — в первую очередь с мусульманами. В XIV веке это движение оставалось столь же активным, как и в XIII.
Целью походов XI–XIII веков стали не только Ближний Восток и Византия, но также Испания и Прибалтика. Взятие Смирны в 1344 году или Александрии в 1365-м, а также походы против турок, закончившиеся битвами при Никополе (1396) и Варне (1444), вполне можно отнести к крестовым.
Идея оказалось очень хорошей. Поэтому в XIII веке прошли Крестовые походы как против еретиков (альбигойцев в южной Франции или богомилов в Боснии), так и против политических противников папы римского.
Завершением Крестовых походов на Иберийском полуострове стало завоевание Гранады в 1492 году, после чего храбрые идальго отправились на другой берег Атлантики. А правильно ли относить битву при Лепанто (1571) или войну Священной лиги против Османской империи в конце XVII века к Крестовым походам? Можно привести аргументы и в пользу этого…
Термин «крестовый поход» его современникам и участникам был неизвестен. Использовались другие названия, например, Iter — путь.
2. Крестоносное движение зародилось внезапно
Крестоносное движение появилось не на пустом месте — у него были предтечи.
Во-первых, события на Иберийском полуострове. В 1085 году король Леона и Кастилии отвоевал у мавров Толедо, который когда-то был столицей вестготского королевства. К предшественникам можно отнести и норманнских правителей Южной Италии, которые с 1060 годов вытесняли арабов с Сицилии — то есть освобождали захваченные мусульманами христианские земли.
Во-вторых, создание Утремера — государства крестоносцев на Ближнем Востоке — было также предвосхищено. После сражения при Манцикерте предводитель норманнских наёмников на службе Византийской империи Руссель де Байоль в 1073 году основал в Малой Азии собственное княжество. Впрочем, тогда затея не удалась. Во время гражданской войны, охватившей империю, он попал в плен и был казнён.
Кроме того, к предтечам можно отнести и действия византийских императоров Македонской династии, которые на рубеже X–XI веков отвоевали у арабов часть бывших владений империи, в том числе Крит, Кипр и Антиохию.
3. Крестовые походы были захватническим мероприятием
Либо оборонительным — в зависимости от пристрастий авторов. Но там картина сложная, и в эти две категории походы не загнать.
И на Ближнем Востоке, и на Иберийском полуострове крестоносцы освобождали земли с христианами, которых ранее завоевали мусульмане (арабы и турки). В этом и была, в принципе, основная идея походов.
Первая армия крестоносцев была «крестьянской». Конечно, там были и рыцари, но основную массу составляли простые люди, увлечённые проповедями Петра Пустынника. Эту армию, вторгшуюся осенью 1096 года во владения сельджуков, вскоре в двух битвах разгромил султан Кылыч‑Арслан.
А вот следующая армия того же первого похода участвовала в византийской реконкисте. По соглашению с императором Алексеем Комнином, крестоносцы должны были вернуть Византии Антиохию и ряд отвоёванных земель. На остальной части крестоносцы становились вассалами Византии. Таким образом, земли, которые империя потеряла в результате арабских и турецких завоеваний, возвращались ромеям.
Но всё получилось по-другому. Крестоносцы отказались возвращать земли своему христианскому союзнику. Поход быстро стал завоевательным, поскольку для массы восточно-христианского населения и турки-сельджуки, и крестоносцы представляли собой иноземных захватчиков. Неприязнь местных христиан к крестоносцам и отказ от союза с Византией и стали факторами, которые привели их к поражению.
А вот походы в Прибалтику против язычников и схизматиков на реконкисту не спишешь. Хотя, например, пираты Арконы были проблемой для всей Балтики. И с ними надо было что-то решать…
Кроме того, очень тяжело отнести к оборонительным и четвёртый поход, который начался с разграбления адриатического порта Задара (ныне в Хорватии), а завершился захватом Константинополя в 1204 году.
4. Крестоносцы шли не освобождать гроб Господень, а грабить
Византийский император Алексей I Комнин отчаянно нуждался в союзниках, чтобы противостоять сельджукам, которые после битвы при Манцикерте захватили Малую Азии. Именно на его просьбу откликнулся папа Урбан II, который для этого собрал Клермонский собор. Однако этот призывавший к походу папа был тогда не единственным главой католической церкви. В Риме тогда правил «антипапа» Климент III, и он был не в восторге от идеи.
Значительная часть людей отправилась в Святую землю под воздействием проповеди Петра Пустынника, который обладал невероятным даром убеждения.
Проповедник начал призывать к походу на Иерусалим ещё до собора в Клермоне. Возможно, идея обсуждалась в окружении папы, и когда Пётр услышал её, то сразу же озвучил. Deus Vult!
Во-первых, было кому воевать. В конце XI века в Европе сформировалось рыцарство. На первые роли в армии вышла тяжёлая конница, практикующая таранный удар копьём (такой удар, судя по гобелену из Байе, в войске Вильгельма Завоевателя ещё не использовался). Но тактика боя и комплекс вооружения и снаряжения — это ещё не всё. Важно, что появился и определённый кодекс поведения. Правда, такие привычные нам атрибуты рыцарской культуры, как «куртуазная поэзия» и геральдика развились несколько позже. В это же время резко выросло и количество замков.
Во-вторых, XI–XII века — это период, когда в Европе начала расти набожность. А паломники, посещавшие святые места, рассказывали, как сарацины притесняют христиан.
Однозначно мотивацию крестоносцев определить нельзя. Кто-то шёл за добычей, кто-то за славой. Кому-то было нужно отпущение грехов, обещанное папой. Как это бывает и в современных войнах, в одном человеке могли сочетаться самые различные мотивы.
Низкая дисциплина, постоянные свары между командирами и отрядами плохо сказывались на результатах. Поэтому в походе 1270 года, который проводил Людовик XI, не было никакой «махновщины». Все рыцари были связаны контрактами. Орднунг и только орднунг.
5. Армии крестоносцев спокойно проходили через европейские страны
Во время первого похода крестоносцы, которые по пути к Святой Земле сильно мародёрствовали в Венгрии, натолкнулись на отпор — и понесли большие потери. Один отряд, состоявший из германских рыцарей, был почти полностью уничтожен венграми.
Тогда же войско Петра Пустынника понесло большие потери после попытки захвата византийского города Наис (ныне Ниш в Сербии). И это было не единственное столкновение ромеев с европейскими воинами, которые, по идее, должны были помогать империи.
Последней армией, которая прибыла на Ближний Восток по суше через Константинополь, была армия Фридриха I Барбароссы. Отныне крестоносцы предпочитали маршруты морем. И если численность сухопутных армий первых Крестовых походов остаётся предметом ожесточённых дискуссий, сохранившиеся документы позволяют определить, например, сколько воинов, обслуги и лошадей собирался перевезти в Святую землю французский король Филипп II.
6. Крестоносцы побеждали благодаря рыцарской коннице
Была ли сюрпризом для мусульман тактика и вооружение крестоносцев? Арабы имели возможность познакомиться с ними ранее, в Испании и Сицилии, а турки — при встрече с западноевропейскими наёмниками, сражавшимися в рядах византийских армий.
Знакомство с европейской тактикой показали уже первые бои против крестоносцев в Малой Азии. Тактика лёгкой конницы заключалась в быстрых засадах и набегах: всадники засыпали противника стрелами и начинали притворное отступление. На прямое столкновение с крестоносцами эмиры решались только при серьёзном численном перевесе.
С другой стороны, крестоносцы были знакомы с этими особенностями турецкой тактики. Например, Боэмунд Тарентский перед походом на Святую землю участвовал в войнах на юге Италии и на Балканах против Византии, которая использовала конных лучников. Некоторые из участников похода ранее служили наёмниками в составе византийских армий либо имели опыт войны на Сицилии против местных исламских правителей.
Рыцари брали не столько вооружением, сколько энергичными и удачными действиями.
Мотивации им было не занимать. После захвата и Антиохии, и Иерусалима крестоносцы нанесли поражения деблокирующим мусульманскими армиям, которые шли на помощь осаждённым городам.
Сыграл свою роль и террор. Захваты Антиохии или Маарры в Сирии сопровождались не только массовыми убийствами, но и каннибализмом. Источники обеих сторон описывают, как крестоносцы пожирали плоть своих врагов. Был ли каннибализм на самом деле, остаётся на совести хронистов.
Помогало и отсутствие единства среди мусульманских правителей. В XII веке местные феодалы были заняты выяснением отношений между собой, а не с крестоносцами.В любом случае на противника это производило впечатление — крестоносцы внушали ужас.
Как вспоминал атабек Мосула и Алеппо Имадеддин (Имададдин) Зенги, сумевший отвоевать в 1144 году у крестоносцев Эдессу, больше всего времени он провёл, воюя с турецкими эмирами.
Впрочем, единства не было и в рядах крестоносцев. Многие из них не дошли до Иерусалима, так как остались в захваченных городах, либо повернули назад.
7. Мусульмане сразу же организовали «джихад» против неверных
Действительно, после захвата Иерусалима в 1099 году известный клирик Абу аль-Харави ворвался во дворец халифа в Багдаде с требованием немедленно объявить джихад против крестоносцев. Однако к тому времени джихады уже вышли из моды. Так что халиф и турецкие эмиры, которые активно резали друг друга за реальную власть в Багдаде, просто пожали плечами. Им было не до глупостей.
А ещё через пару лет, пока крестоносцы продолжали успешную кампанию завоеваний в Сирии, эмиры Дамаска и Алеппо стали соревноваться в перетягивании христиан на свою сторону. В ход шло всё: обещания военной помощи, богатые дары, готовность платить дань — что угодно, только бы рыцари обрушились на конкурента.
В битве при Тель Башире в 1108 году по обе стороны были христианско-мусульманские армии. Танкреду Антиохийскому и эмиру Алеппо Рыдвану противостояла армия эмира Мосула Бодуэна Эдесского и его кузена Жослена, правителя Тель Башира. И никого это не удивляло — господа феодалы решали свои внутренние дела. Кстати, войско Антиохии и Алеппо победило.
Объявлению джихада мешали и межрелигиозные распри. Например, шииты тогдашнего Египта не горели желанием идти на помощь «единоверцам» суннитам в Сирии и Палестине. Более того, они открыто допускали перемирие и временные союзы с крестоносцами.
Классический пример — поход 1204 года, закончившийся взятием Константинополя. За пару лет до него египетский султан Аль-Адиль связался с венецианскими купцами и начал прозрачно намекать, что «поход в Египет» звучит плохо. А вот их общий враг, Византия, прямо напрашивается на погром и разорение. Realpolitik восторжествовал, в профите оказались все участники сделки: египетский султан, венецианские купцы и крестоносцы. Только вот Византию слегка покромсали, но такое в истории бывает часто.
Положение начало меняться только во второй половине XII века — при Нуреддине Зенги и Саладине. Оба полководца приложили огромные усилия для пропаганды «священной войны» против неверных. Без этого мусульмане вряд ли откопали бы джихад и объединились, чтобы его устроить.
8. Взятие Иерусалима было очень кровавым, потому что крестоносцы были варварами — в отличие от утончённых мусульман
Падение Иерусалима действительно шокировало весь мусульманский Восток. Но не своей кровавостью — турки-сельджуки не уступали крестоносцам в этом деле. Всё дело в исламской эсхатологии.
Исследуя еврейские и ранние мусульманские тексты, ряд историков сделали вывод, что восприятие Иерусалима как святого города у мусульман базируется на еврейских легендах о приходе мессии. Предполагалось, что он придёт и освободит город. Когда мусульманское войско вступало в Иерусалим, еврейское население города радостно приветствовало его. Позаимствовав очень многое у восточного христианства и еврейских сект Аравии, ислам воспринял и особое отношение к Иерусалиму.
Для мусульман Иерусалим де-факто стоял на втором месте после Мекки, мало чем ей уступая. Именно Иерусалим был целью ранних арабских завоеваний. Мусульмане должны были удерживать его до скончания времён — ведь пророчество же сбылось, Иерусалим попал в руки «истинной религии».
И тут Иерусалим пал. Мусульман разбили. Власть над городом захватили враги ислама.
Захват Иерусалима для многих мусульман был сродни Апокалипсису.
Такого просто не должно было случиться. Отсюда и жуткие описания резни, несколько преувеличенные, и ужас от падения города.
Что касается кровавости, то отвоёвывание мусульманами последних городов крестоносцев в Палестине сопровождалось ровно такой же резней и продажей уцелевших жителей в рабство.
Одним словом, воины, ведущие «священные войны», оказались квиты.
9. Все завоевания крестоносцев в Средиземноморье были потеряны к 1291 году
С падением Акры в 1291 году эпоха крестоносцев на Ближнем Востоке действительно подошла к концу. Однако их завоевания не ограничивались Левантом. Родос европейцы удерживали до 1523 года, Кипр — до конца XVI века, а Крит — до XVII. Несколько греческих островов, которыми завладели венецианцы, так никогда и не захватили османы.
Последним наследником Крестовых походов стал орден иоаннитов, просуществовавший как государство на острове Мальта до 1798 года. Впрочем, этот орден есть и сейчас. Его штаб-квартира находится в Риме, и Итальянская Республика признаёт его как суверенное государство.
10. Термины «крестовые походы» и «крестоносцы» недавно ввели в моду американские пропагандисты
Это не так. Воюя за господство над Индийским океаном в XVI–XVII веках с османами, португальцы считали, что ведут «священную войну». Риторика и обоснования напоминали времена Крестовых походов. «Крестовыми походами» считались и действия мальтийских рыцарей против берберийских пиратов в XVII–XVIII веках.
Но наступила эпоха Просвещения, и религиозные войны быстро стали считаться образцом дремучего фанатизма и отсталости. Заикаться о том, что страна ведёт «крестовый поход» или «священную войну» против противника, было моветоном.
Всё изменилось в XIX веке. «Крестовый поход» стал ассоциироваться не столько с кровавыми войнами, сколько с героическим порывом.
Например, среди части русской публики и генералитета было популярно сравнение русско-турецкой войны 1877–1878 годов с «крестовым походом». Спустя 50 лет в эмиграции генерал Епанчин написал книгу «Памятка крестового похода 1877–1878 года».
Но, конечно же, класс по части использования этих терминов показали в XX веке США. «Крестовые походы» лепились буквально ко всему. Главком экспедиционных сил в Европе во время Второй мировой войны генерал Эйзенхауэр назвал свои мемуары просто: «Крестовый поход в Европу».
Так что когда Джордж Буш-младший объявил «Крестовый поход против терроризма», он не изобретал велосипед, а просто использовал давно устоявшееся выражение.
То же самое творилось по ту сторону баррикад. Мусульмане в XX веке использовали этот термин в антиколониальной пропаганде. После занятия Израилем Иерусалима термин приобрёл второе дыхание, так что Усама бен Ладен и без всякого Буша умел ввернуть пару ласковых про «крестоносных понаехов».
Оценки Крестовых походов люди могут варьировать в очень широком диапазоне, согласно законам информационной войны. Но всё же стоит помнить, что есть историческая правда, которая может разрушить самые глупые заблуждения, мифы и выдумки — и мы в этом будем ей помощниками.