Кто вернул советским детям новогоднюю елку, которую запретили как пережиток прошлого
805
просмотров
Главными атрибутами новогодних праздников в настоящее время являются праздничный стол, поздравления и подарки, ну и, конечно же, елка. Без этого хвойного дерева, украшенного игрушками, мишурой и гирляндами, трудно представить встречу Нового года или Рождества. Однако в истории Российской империи и СССР были времена, когда новогоднюю елку запрещали на государственном уровне. И кто знает, под чем бы родители прятали подарки для своих детишек, если бы не украинский коммунист Павел Постышев.

Запрет на Новый год в Российской империи

Традицию празднования Нового года с украшенной елкой в России ввел Петр I. Более полутора столетий вечнозеленые красавицы были неотъемлемым атрибутом всех новогодних и рождественских зимних балов и прочих торжеств. Так продолжалось вплоть до Первой мировой войны, в которую Российская империя вступила в 1914 году.

В Российской империи Новый год праздновали до 1915 года.

Весной 1915 года император Николай II поставил свою подпись под циркуляром, которым утверждался «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем». В стране принялись ликвидировать немецкие колонии и поселения, а столицу Санкт-Петербург переименовали в «русский» Петроград. Коснулись «антигерманские репрессии» и празднования Нового года.

Празднование Нового года в российской семье, конец XIX века.

В канун нового 1915 года немецкие военнопленные, которые находились в госпитале Саратова, устроили празднование с традиционной для этого торжества елкой. Российские газеты незамедлительно обозвали это «вопиющим фактом» германской традиции, которой вряд ли целесообразно следовать в России. Журналистов поддержало высшее духовенство и сам император. Николай II назвал традицию празднования Нового года «вражеской», запретив впредь его отмечать.

Ленин разрешил, а Сталин запретил

После свержения самодержавия и Временного правительства в 1917 году пришедшими к власти большевиками вместе со всеми царскими указами был отменен и запрет на празднование Нового года. А после того, как в 1918 году в Германии тоже случилась революция, и немцы из врагов превратились в ближайших соратников по Коминтерну, новогодние торжества стали еще популярнее.

После революции 1917-го празднование Нового года в России вновь обрело популярность.

Хотя в рядах самих российских большевиков отношение к Новому году как к празднику было разным. Некоторые наиболее радикально настроенные коммунисты считали это торжество ничем иным, как «пережитком царского прошлого», «буржуазным предрассудком» и т. п. Однако до 1924 года Новый год в молодой стране Советов праздновали, можно сказать, даже с определенным размахом.

Все дело в том, что этот праздник любил вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Именно он был инициатором знаменитых новогодних елок в Сокольниках, где сам вместе с детьми водил хороводы и раздавал им подарки. В идеологическом плане в таких мероприятиях был определенно выигрышный контекст: праздник преподносился не как «пережиток прошлого», а как возможность рабочего класса получить развлечение, которое до революции было им недоступно.

Ленин любил новогодние елки и сам был инициатором их проведения.

И все же после смерти Ленина новогодние празднования постепенно снова стали отождествляться с «буржуазными» или «поповскими» предрассудками. Само торжество с каждым годом трансформировалось, пока в 1927 году Новый год не был в СССР официально запрещен. Естественно, вместе с праздником в большевистской опале оказались и его вечнозеленые символы – новогодние елки.

Заметка в газете «Правда»

Тем временем подходил к концу очередной год второй пятилетки – 1935-й. Уже восемь лет Страна Советов жила без торжественных встреч Нового года: вовсю шла индустриализация, строились заводы, открывались новые шахты. Народ трудился на благо построения социализма настолько рьяно и самоотверженно, что, казалось, времени для праздников нет и быть не может.

Почетный значок «Ударнику второй пятилетки» и агитплакат.

Советские газеты подводили итоги очередного года жизни страны. В одном из последних в 1935 году номеров «Правды», вышедшем 28 декабря, рядом с патриотическими статьями была размещена небольшая заметка, автором которой являлся второй секретарь ЦК КП(б) Украинской ССР Павел Постышев. Заголовок гласил: «Давайте организуем к Новому году для детей хорошую елку!».

Так выглядела всесоюзная газета «Правда» в 1935 году.

В заметке Постышев и словом не обмолвился о «буржуазном прошлом» новогоднего торжества. Наоборот, украинский коммунист предложил вернуть детям рабочих «прекрасное удовольствие» – праздник новогодней елки.

От слов к делу

Свое предложение Павел Постышев реализовал уже через два дня. В Харькове (где не так давно Постышев занимал должность первого секретаря горкома партии) 30 декабря провели первый в Советском Союзе новогодний карнавал. В праздновании участвовали более тысячи детей школьного возраста. Торжество удалось на славу.

Фото празднования первой советской елки. Справа - обложка первого номера журнала «Крокодил» за 1936 год со знаменитой цитатой товарища Сталина.

«Новогоднюю инициативу» Постышева признали в партийном руководстве «своевременной». Тем более что негласно возрождение празднования Нового года одобрил сам товарищ Сталин. Уже к концу 1935 года секретариат Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) одобрил постановление, в котором говорилось о том, что поскольку празднование Нового года уже стало в СССР всенародным торжеством, его необходимо соответственно узаконить.

Пролетарская зависть Павла Постышева

Почему же ярый коммунист Постышев выступил за возрождение «буржуазного пережитка» – празднования Нового года? Что им двигало и как он не побоялся выступить с таким предложением? Конечно, до страшных репрессивных 1937-1938 гг. оставалось еще несколько лет, однако и тогда идти вразрез линии партии было если не самоубийством, то уж точно плохой идеей.

Павел Петрович Постышев.

Ответ на эти вопросы, возможно, находится в мемуарах сына Павла Постышева – Леонида. Тот вспоминает, как отец часто рассказывал ему с братьями о своем детстве. Тогда он с другими ребятишками с рабочих окраин в канун Нового года бежали к домам богатых горожан и смотрели, как «буржуйские дети» водят хороводы и резвятся вокруг нарядно убранных елок.

В царской России дети бедняков могли только мечтать о новогодней елке.

Согласно этой семейной легенде, коммунист Постышев с пролетарской злобой завидовал богатым детям. Он понимал, сколько радости ребятам из рабочих семей может принести Новый год и новогодняя елка. И не хотел их лишать радости такого праздника.

Что было потом

Идея «отца советской новогодней елки» Павла Постышева постепенно стала приживаться в СССР. В скором времени празднование Нового года стало по-настоящему одним из самых значимых торжеств в советском календаре. Остается оно таким и до сих пор.

Новогодняя елка в СССР, 1938 год.

Что же касается Постышева, то он, как и многие другие партийные деятели конца 1930-х годов, попал в немилость к Сталину. В феврале 1938-го его вместе с женой арестовали, а в апреле того же года приговорили к расстрелу за «антисоветскую деятельность и шпионаж в пользу Японии». Сыновья Павла Постышева также были репрессированы: старшего, Валентина, расстреляли, а двух младших – Леонида и Владимира – осудили на длительные сроки. Лишь в середине 1950-х годов они были реабилитированы.

Для многих фраза «сталинская эпоха» ассоциируется не только с индустриализацией или великой Победой над фашизмом, но и с массовыми репрессиями советских граждан. Причем большинство из осужденных в те годы действительно были ни в чем не виновны. Их жизни в прямом смысле слова были сломаны режимом. На сегодняшний день уже рассекречено множество документальных материалов, из которых можно узнать, кого реабилитировали после смерти Сталина и что происходило с ними на свободе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится