С самого начала своего существования ку-клукс-клан (ККК) ознаменовал ужасную главу в американской истории, которая существует и сегодня, спустя 150 лет после ее первоначального образования.
Время после войны Севера и Юга
Последствия гражданской войны в США дали свободу примерно четырем миллионам афроамериканцев, но было несколько препятствий для успешного восстановления Юга во время так называемого периода реконструкции 1865-77 годов.
С 1865 по 1871 год первая волна ККК убила сотни афроамериканцев и их белых сторонников, изгнав десятки тысяч семей из их домов, изнасиловав тысячи мужчин и женщин.
ККК начал кампанию ужасного расизма в сочетании с насилием и террором, а также широко распространенным грабежом. Члены группы забирали все имущество афроамериканцев, от оружия и земли до еды и домашнего скота.
Неудивительно, что некоторые историки называет ку-клукс-клан «повторяющимся кошмаром Америки».
Первая волна ККК
Название ку-клукс-клан (Ku Klux Klan) происходит от греческого слова kyklos, что означает «круг». Считается, что слово «клан» было добавлено просто по причинам аллитерации. ККК был официально основан в канун Рождества 1865 года.
Бывший генерал Конфедерации кавалерии и работорговец Натан Бедфорд Форрест был первым «главнокомандующим» ККК, иначе известным как Великий волшебник.
Форрест первоначально сформировал KKK как военизированную группу, которая включала шесть конфедеративных солдат после американской Гражданской войны.
Мужчины клана прежде всего обсуждали способы обратить вспять прогрессивную политику федерального правительства. Они считали себя представителями белых людей, которые когда-то имели власть, но теперь были возмущены освобождением рабов и боялись возмездия. Первоначально ККК планировал запугать бывших рабов, которым по закону была предоставлена защита гражданских прав после войны. Клан был особенно обеспокоен политикой, которая расширила права афроамериканцев.
Клан вскоре превратился в нечто более зловещее - группу, которая обещала придерживаться своей идеологии белого превосходства. Эта идеология стала следствием негативных настроений многих белых жителей Юга. Бывшие рабовладельцы чувствовали горечь и гнев, лишившись "законных прав".
Члены ККК считали освобожденных афроамериканцев и их союзников своими врагами, а также республиканской оппозицией. Они делали жизнь невероятно пугающей для любого, кто воспринимался ими как враг. Это было действительно страшное время для всех афроамериканцев и тех, кто пытался им помочь.
Жестокость людская не знает границ
Лидер-основатель Форрест попытался разрушить ККК в 1869 году, когда понял, что группа становится чрезмерно жестокой. Но это было невыполнимой задачей, поскольку клан к тому времени был уже слишком силен. Историки утверждают, что весь успех ККК основывался на его способности спекулировать на страхе.
Клан породил широко распространенный террор, выдвигая ложные обвинения - в основном в адрес темнокожих мужчин, якобы сексуально агрессивных по отношению к белым женщинам. Так они внушали ужас белым женщинам, и ККК использовал этот страх для оправдания своего терроризма.
Члены группы любили кататься на лошадях по ночам, угрожая и пугая любых черных людей, которые попадались им на пути. Если кто-то осмеливался бросить им вызов, его избивали, а иногда и убивали.
Клан также распространил свои военные действия на белых, которые оказывали поддержку и защищали афроамериканцев. Наряженные в жуткие костюмы члены ККК стреляли в окна жилых домов, часто сжигая здания, в которых все еще находились люди. Те, кого они не убивали, попросту были выгнаны из своей собственности - которая уничтожалась, оставляя успешных черных фермеров ни с чем.
Небольшое число представителей южных белой элиты выступали против ККК, но оправдывали бездействие правительства, говоря о представителях клана как о бедных, необразованных людях. Это оправдание было фиктивным: полицейские и шерифы вступали в сговор и часто сами становились членами клана, гарантируя, что он может действовать безнаказанно. Те, кто оправдывал бездействие, также утверждали, что мантии, капюшоны и маски сделали невозможным опознание членов кланов. Это тоже не было правдой: в большинстве сообществ личности участников движения были хорошо известны.
Конец первой волны ККК
К тому времени, когда Форрест попытался распустить ККК, его организация была уже более ужасающей и могущественной, чем он когда-либо предполагал.
В 1871 году был принят Закон о ку-клукс-клане, разрешивший военным путем уничтожить террористическую группировку. В 1882 году разразился скандал из-за того, что закон многие сочли противоречащим конституции.
Это привело к серьезным опасениям, что клан снова восстанет. А ведь к тому времени он практически перестал существовать. Тем не менее он поднимется еще не раз, больше и страшнее, чем когда-либо.
«Рождение нации»
Во время Первой мировой войны ККК начал реорганизацию, которая, как утверждается, подпитывалась фильмом «Рождение нации» (в нем рассказывается о первом ККК, защищавшем белых людей от черных). Фильм был глубоко спорным.
Когда фильм был показан обществу в 1916 году, Национальная ассоциация по защите прав чернокожих людей провела мирный протест. Это был первый раз в истории, когда ассоциация перешла от слов к делу, потому что ее управляющие просто боялись, что против афроамериканцев снова начнутся репрессии. Но протест помог мало. Он не смог предотвратить следующую волну ККК.
Согласно истории, к 1920 году членство в ККК достигло численного пика.
Эта новая версия клана вышла за все возможные рамки. Они распространяли свою сеть зла еще шире - теперь их ненависть была сосредоточена на иммигрантах, католиках, евреях и темнокожих людях.
Костюм ККК
Члены ККК сделали свои собственные костюмы из белых халатов, дополнив их коническими шляпами и масками. Такой маскарад был предназначен для того, чтобы пугать людей, а также скрывать свои личности. Со слов историков, в то время как белый остроконечный капюшон и халат являлись синонимами ККК, члены клана также наряжались и в другие костюмы, включая черные маски, чтобы издеваться над своими жертвами.
Позже костюм стал менее маскировочным и более подходил для того, чтобы показать другим принадлежность владельца к KKK. История говорит, что цель не всегда заключалась в том, чтобы сохранить инкогнито, ведь большинство местных жителей точно знали, кто скрывается под балахонами.
Вторая волна ККК
Эта новая волна клана началась в 1915 году под руководством Уильяма Симмонса. Сжигание креста стало символом ненависти клана и до сих пор считается священной церемонией для его членов. Историки называют вторую волну временем, когда члены клана служили на всех уровнях власти.
Интересно, что хотя ККК отождествляют себя с протестантской религией, они не считают крестовое сожжение кощунством. Скорее, для них это символ веры. Клан начал уменьшаться к концу 1920-х годов, когда количество членов сократилось с 5-6 миллионов до нескольких тысяч.
По словам историков, это снижение было очень мало связано с какой-либо оппозицией. Вместо этого они уверяют, что ККК засох изнутри: его члены возмущались требованием постоянных сборов. Коррумпированных лидеров поймали на незаконной торговле алкоголем, а одного великого члена клана обвинили в убийстве настолько жестоком, что оно вызвало всеобщее недоумение.
ККК в наше время
Однако упадок не означал, что идеи клана вымерли. Третья волна ККК началась снова в 1950 году, сосредоточившись на движении за гражданские права. Историки имеют разные взгляды на ценности ККК. Многие из них полагают, что ККК 1920-х годов был «историей отсталого сегмента американского общества, попавшего в ловушку экономической нестабильности и неспособности психологически приспособиться к новому веку».
Отдельные неорганизованные сторонники идей ККК существуют и сегодня, но активная террористическая деятельность сменилась пропагандой. Почти каждая христианская конфессия осуждает идеологию ку-клукс-клана.