Куртуазная любовь: средневековая литература Лангедока и Прованса
Анализ этого нового явления для общественной и культурной жизни Средневековья следует начать с истории происхождения названия. Современники не знали понятия «куртуазной любви»: они предпочитали другие латинские термины. «Прекрасная любовь» (bonne amor) и «истинная любовь» (vraie amor), а также «утончённая любовь» (fine amor) — именно так называли данное явление. «Куртуазность» любви появилась намного позже: активно термин стали использовать уже в XX столетии, который включал в себя несколько значений. Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой. Литература XII-XIII столетий открывает перед нами более полную картину.
Модель отношений, которую нам представляют трубадуры и средневековые авторы, выглядит таким образом: неженатый мужчина, чаще — юноша (как правило — из знатного рода), обращает внимание на замужнюю женщину и преклоняется перед ней.
Церковь в XI-XII столетиях диктовала нравы и устои, которые явно не приветствовали такого рода отношения: посягательство на брачный союз, влечение к чужой жене — постыдная вещь. Бернар Клервоский ссылался на слова святого Иеронима и уличал измены, а также призывал быть осторожным с любовью, и поэты из Лангедока решили ему ответить.
Для вагантов и трубадуров любовь — это живое начало, крепость духа и совершенствование личности, которое также требует дисциплины. Влюблённый юноша, покоряясь знатной даме, не ждёт вознаграждения за своё ожидание. Такая неопределённость дает ему возможность совершенствования своих моральных качеств.
Поэты Северной Франции смотрели на «куртуазную любовь» под несколько иным углом. В их произведениях наслаждение плоти занимало значительное место: герои становились чувственнее, женские черты стали более разборчивыми. Но на первое место все равно выходили добродетели. Провансальская литература XII столетия обращала внимание на рыцарские романы, в которых герой всегда сталкивался с определёнными сложностями на пути любви к прекрасной даме. «Куртуазная любовь» в какой-то мере противопоставлялась верности в браке. Люди не особо любили то, чем владели.
Яркий пример — отношения Ланселота и Гвиневры. Верный любовник, не отступающий даже перед страхом пасть в немилость и остаться бесчестным, преклоняется перед дамой, которая принадлежит его соратнику и господину.
Пожалуй, самое известное произведение этого порядка — «Трактат о любви» Андре Капеллана, написанный около 1200 года. Фактически, это настоящее руководство для тех, кто решил сыграть в эту захватывающую и опасную игру.
Но к XIII столетию мода на любовные темы в литературе несколько изменила свой вектор развития. Сюжеты становились более реалистичными, во многом — даже повседневными. На смену утончённой и недоступной роковой даме, принадлежащей другому, приходит хозяйственная и предприимчивая супруга, которая не так много капризничает и всегда находится рядом.
Куртуазная любовь: поклонение прекрасной даме или опасная игра
Подчиненный знатной даме молодой человек фактически дарует избраннице свою свободу. Женщина получает выбор: принять или отвергнуть этот серьёзный дар. Принимая подобное внимание, дама не становится более свободной: ведь любой дар требует вознаграждения. Это отношения по контракту: вассал может пользоваться привилегиями своего сеньора (в данном случае — сеньоры), а также вниманием той, которой подарил свою свободу.
Но есть один очень важный нюанс: дама, будучи замужней, не могла вольно распоряжаться своим телом. Истинным ее хозяином был муж. А посягнуть на собственность сеньора — серьёзное преступление, за которое сурово наказывали.
Поэтому сам процесс куртуазных отношений был увлекательным и очень пикантным.
Подобные связи следовало держать в тайне: посторонние уши и глаза портили всю картину. Влюблённые подолгу могли находится в неопределённом состоянии: женщина не сразу шла на встречу желанию своего верного любовника. Ожидание рождало мечты о блаженстве: соединении нагой плоти одновременно с духовной близостью.
Подобная игра была далека от реалий жизни «деревенщины»: лишь элита могла позволить себе куртуазную любовь. Она ценилась в обществе знатных мужчин и считалась престижным элементом жизни высокого сословия — ведь это не просто поклонение, а настоящее искусство, которое направлено на завоевание дамского сердца. Потому что добиться внимания женщины с высоким статусом — очень сложная задача.
Нельзя недооценивать и влияние Востока: прибывшие в Святую Землю европейские знатные войны с удивлением обнаружили, что в стране их недругов хороший воин — это не только доблестный и смелый боец, но и поэт, музыкант и эрудит. Тяга к культурному совершенствованию отразилась и на отношении к женщине.
Был в этом процессе и воспитательный аспект. Куртуазная любовь всё же выступала за сохранение моральных устоев, учила смирению и послушанию. Нельзя не отметить, что этот модный и очень влиятельный процесс в жизни высшего общества помог изменить отношение к женщине в целом. Она больше не являлась сосудом греха, порождением дьявола, безвольным и необузданным существом: женщина стала объектом поклонения и восхищения, который дарует миру новое начало.
Традиции куртуазной любви достаточно сильно повлияли на становление отношений между полами в современной Западной Европе: её отличительные черты никуда не пропали даже в XXI веке.