Сказание об Антигоне относится к одному из крупнейших циклов мифов – фиванскому. Эту легенду детально описывает Софокл, рассказывая историю семьи, которая незаслуженно вызвала гнев богов. Повествование об Антигоне интересно своими красками, которыми автор передаёт колорит событий прошлого, а потому позволяет читателю переместиться в те далёкие времена.
Согласно мифу, ещё за много лет до рождения детей Эдип узнал, что будут они подобны чудовищам. Сказано это было оракулом, который, как известно, никогда не ошибается. Но двое его сыновей и дочерей росли красивыми и привлекательными, совершенно не вызывая напророченного ужаса у окружающих.
Как известно, Эдип, сам того не зная, стал супругом собственной матери. Узнав о действительности, женщина покончила с собой, а царь отрёкся от власти и лишил себя зрения, так как не мог больше смотреть в глаза людям.
Народ понял такое решение, так как трагедия и скандальное происшествие бросили чёрную тень на репутацию правителя. Несмотря на лояльное отношение к бывшему царю, постепенно недоброжелатели распускали злые слухи, подговаривая людей прогнать его из Фив. Сам Эдип понимал, что не сможет оставаться долго в городе, где часть людей настроена враждебно к нему. Когда ситуация достигла накала, он принял решение уйти.
Его дочери Антигона и Эсмена всегда были рядом. Первая и вовсе решила разделить все тяготы странствий с отцом, сопровождая его всюду. Её сестра осталась в пределах города как информатор, который должен был наблюдать за обстановкой и сообщать обо всём новом, что происходит.
Пока Эдип проводил время в странствиях, двое его сыновей решили отстоять свои права на престол. Они затеяли противостояние друг с другом. Несмотря на то, что один вышел победителем, другой уехал в соседний город. Там он решил готовить военный поход против Фив.
Тем временем Эдип с дочерью уже были возле одного из святилищ. Старик вновь спросил оракула о своём будущем. Предсказание было утешительным. Эдипу поведали, что после всех мучений, выпавших на его долю, он обретёт спокойствие. Позднее афинский царь благодушно принял его у себя, а народ ни в чём не винил. Место захоронения царя стало одной из священных территорий.
После смерти Эдипа Антигона с сестрой вернулась в родной город. Там они узнали, что Фивы атакованы одним из их родных братьев, в то время, как второй отчаянно защищает город и собственную власть в нём. Полиник, готовившийся к штурму, сумел обратить на свою сторону семерых вождей разных племён. Один из них был предсказателем, но вынужден был согласиться на помощь военачальнику помимо собственной воли. Согласно пророчеству, ему было известно, что живым из битвы не выйдет никто.
Когда Фивы находились в полном окружении, местный царь обратился за помощью к пророкам. Те сказали, что высшие силы помогут спасти город, если будет принесена жертва – царевич. Узнав страшное предсказание, правитель отказался его выполнять. Он приказал сыну бежать, пока люди не проведали о сказанном. Но юноша обманул его. Он не хотел остаться в памяти народа трусливым слабаком, а потому бросился к воротам, присоединяясь к воинам, оборонявшим Фивы. Почти сразу царевич был убит.
Когда начался страшный бой, нельзя было сказать, кто сильнее. Войска двоих братьев были прекрасно обучены и многочисленны. Через некоторое время оба военачальника начали понимать, что исход битвы поможет решить лишь их поединок друг против друга. По договорённости было решено, что при победе одного из братьев именно он и станет властителем Фив. В кровопролитном сражении не осталось победившего – оба родных человека смертельно поразили друг друга. Умирая, каждый из них признался другому в братской любви.
И всё-таки, как и гласил оракул, смерть царевича принесла победу фиванцам. Согласно приказу царя, тела погибших защитников города были погребены со всеми почестями. Но он допустил несправедливость, сказав, что всех павших врагов оставить на поле на растерзание птицам и зверям. Но Антигона не могла оставить тело брата лежать на сырой земле. Несмотря на слабость и измождённость, она тайно выбралась из города и захоронила Полиника.
Когда об этом проведал фиванский царь, он вызвал Антигону к себе и устроил допрос. Она честно призналась во всём, что сделала, так как не видела в поступке своём ничего бесчестного. Когда же ей сказали, что она нарушила приказ, а потому должна быть казнена, Антигона гордо ответила, что прощание с родным человеком никогда не являлось противоправным деянием. Ей на помощь из дворца выбежала Эсмена, сказав, что и она хоронила тело убитого. Антигона же, понимая, что ждёт за такое признание, сказала, что сестра специально наговаривает на себя. Одна из девушек выбрала смерть, и это была Антигона.
Трагическим финалом звучат слова Антигоны, которая не боится предстоящей казни. Она идёт к своей погибели, сопровождаемая палачами, но не боится ничего. Она верит в правильность совершённого поступка. Как истинная царица, Антигона призывает народ обратить взоры к ней – той, что через несколько минут будет казнена из-за почитания богов и памяти о погибшем родственнике.
Как видим, история Антигоны охватывает повествование о целом семействе, где каждого представителя ожидала печальная участь. В данном мифе образ девушки становится символом жертвенности и силы, которая не даёт пойти против законов морали. Обвинённая и обречённая, она выглядит гораздо могущественнее её карателей. Ведь она знает, что совесть её чиста перед небесами и землёй, а потому не страшится даже смерти.