Леонардо да Винчи, Уинстон Черчилль, Дэвид Боуи и других полиматы, которые были талантливы во всем
0
0
555
просмотров
И не подозревал выдающийся немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер, что выведенный им афоризм «человек талантливый, талантлив во всех областях» станет так популярен в Советском Союзе и, соответственно, на всём постсоветском пространстве, трансформировавшись во вполне себе аксиому, гласящую «талантливый человек – талантлив во всём».

Если сам Фейхтвангер обладал другими талантами, кроме писательского, то он это успешно скрывал, поэтому собственному афоризму соответствовал не совсем. Мы же сегодня хотим поговорить о людях, которые вполне подпадают под это определение, прославившись не только на профессиональном поприще, но и в других областях творчества, науки и общественной жизни.

Впрочем, не Фейхтвангером единым – в английских словарях начала 17 века уже встречается определение «универсального человека». Термин этот предполагает человека чрезвычайно одарённого, интеллектуально развитого, который может в равной степени добиться успеха в разных областях знания. Иногда для определения подобных выдающихся личностей использовался термин полимат.

Наиболее точно эти термины характеризуют гениев эпохи Возрождения, гораздо реже – античности и Нового времени. В наше время, когда каждая наука продвинулась далёко вперёд, трудно достичь ощутимых успехов даже в смежных областях и нечего думать о том, чтобы получить «нобелевку» по, скажем, микробиологии и ядерной физике. Но тогда, просыпающиеся после Средневековья искусство и наука позволяли жадным до знаний талантам достигнуть совершенства в своей области и ринуться дальше – к неизведанному.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

С кого начать наш рассказ, как не с Леонардо, который по сей день остаётся одним из ярчайших претендентов на звание «универсальный человек». Трудно сейчас сказать в чём Леонардо достиг наибольшего успеха. Безусловно он навсегда вошёл в историю живописи как гениально одарённый художник. Его работы поддаются постоянному критическому переосмыслению, конспирологи ищут на полотнах зашифрованные послания, а очереди в зал Лувра, где размещена «Мона Лиза», не иссякают.

Но начать мы предлагаем с весьма неожиданного и малоизвестного таланта да Винчи, а именно – блестящих способностей организатора и придворного распорядителя пиров. В качестве последнего Леонардо выступал в Милане на протяжении тринадцати (!) лет. Впрочем, и здесь одарённость изобретателя не осталась в стороне – он изобрёл несколько предметов кухонной утвари, упрощающих работу поваров, и даже создал пользующийся неизменной популярностью рецепт мяса с овощами.

Анатомические наброски да Винчи

Многое, что делал Леонардо, пропадало втуне его записей, не имея возможностей быть реализованными прямо здесь и сейчас. Учёный создал огромное количество анатомических набросков и эскизов, сделанных во время вскрытия тел людей и животных. Внимательность к деталям позволяет представителям медицинской профессуры говорить о том, что да Винчи опередил своё время более чем на триста лет, превзойдя даже классическую «Анатомию» Грея.

Леонардо, несмотря на очевидные успехи в живописи, всегда считал себя в первую очередь учёным и изобретателем. Сейчас, когда многие его изобретения мистифицированы, прозорливость мастера доводится некоторыми исследователями до гротеска. Нельзя, впрочем, отрицать главного – да Винчи, если и не стал Королёвым эпохи Возрождения, то стал её Циолковским. Мечта о том, чтобы запустить человека в воздух не покидала его – об этом свидетельствуют эскизы разнообразных летательных аппаратов, вдохновлённых анатомированием птиц. Помимо этого, Леонардо создал пистолетный колесцовый замок, который пережил создателя на несколько веков, предложил идею телескопа, аэроплана, прообраз танка, самоходной повозки и других, реализованных в наше время проектов.

Само собой, не стоит забывать и о живописи, где техническая отсталость эпохи не ограничивала фантазию гения. «Мона Лиза», «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек» и, наконец, «Тайная вечеря» – лишь малая доля шедевров великого мастера.

Ах да, мы совсем забыли сказать, что великий учёный блестяще играл на лире.

«Тайная вечеря» (1495-1498)

Марк Аврелий (121-180)

Великий мыслитель античности – Платон – в своей классической работе «Государство» уповал на появление во главе государства не кого-нибудь а философа. Как минимум единожды, желание великого мыслителя было удовлетворено и во главе Римской Империи появился философ в лице Марка Аврелия.

Но не философией единой знаменит Марк Аврелий, удостоившийся чести называться одним из «пяти хороших императоров». Прозвище это получить было под силу не каждому. Рождённый в аристократической семье, мальчиком будущий император был несколько раз усыновлён; последний раз своим предшественником на императорском посту – Антонином Пием. Аврелий прошёл должностную лестницу от квестора до консула, пока наконец не был назначен цезарем, а в возрасте сорока лет Марк стал во главе государства.

Многие ищут причину блестящего управления Империей именно в увлечении Аврелия философией стоицизма, которой тот учился с двадцати пяти лет у мыслителя Квинта Юния Рустика. Так или иначе, но правление Марка Аврелия было чрезвычайно успешным. Император-философ не вступал в конфликт с сенатом, подобно многим своим предшественникам, благоволил честному судопроизводству, восстанавливая классическое римское право.

Марк Аврелий

Аврелий не обделял вниманием и социальную сферу, продолжая заботиться о малообеспеченных семьях, поддерживая их с помощью специальных фондов. Им были созданы в Афинах четыре кафедры философии, где изучались и преподавались наиболее значимые тогда школы философии: стоическая, перипатетическая, эпикурейская и академическая. Преподавателям был назначен государственный пансион.

Трудно поверить, что уравновешенный и даже меланхоличный Марк полжизни провёл в военных походах. Ещё труднее поверить, что армия под его руководством одержала множество весомых побед, дав отпор Парфянскому царству на востоке и племенам германцев на севере.

И, несмотря на это, Марку Аврелию принадлежит один из главных философских трактатов своего времени, озаглавленный как «Послание к самому себе», где император весьма откровенно размышлял о тревожащих его темах – в первую очередь, чувстве долга и смерти. В вихре житейских бурь, отягощённый императорским бременем, Аврелий размышляет о том, как сохранить покой в душе и остаться порядочным человеком, когда сделать это практически невозможно. За этот труд христианские богословы до сих пор называют Марка «святейшим из язычников».

«Наедине с собой»

Дэвид Боуи (1947-2016)

От высоких материй к массовой культуре нас выведет человек, окончивший школу с оценкой «0» по предмету «искусства». Этот же человек, по мнению музыкантов со всего света, много лет спустя будет признан самым влиятельным музыкантом 20-го века.

Пока не затрагивая тему кино и живописи, стоит отметить, что Боуи даже в музыке – своей основной «специальности» – был неудержим. Помимо экспериментов с музыкальными жанрами Боуи освоил более десятка музыкальным инструментов, по праву получив звание мультиинструменталиста. Жанры, в которых работал музыкант, трудно пересчитать по пальцам: соул, психоделический фолк, рок-н-ролл, глэм-рок, R&B, хард-рок etc.

В образе Зигги Стардаст

Не менее часто чем жанры и инструменты Боуи менял сценические образы: «человек, который продал мир» и «человек, упавший на землю» прорывались сквозь него, сменяясь Зигги Стардастом, Измождённым Белым Герцогом, Алладин Сэйном, Натаном Адлером, Пьеро или Королём Гоблинов. Причёски Боуи также занимают лидирующие позиции в соответствующих топах.

Дискография Боуи огромна, а в записи совместных песен ему помогали Фредди Меркьюри и Мик Джаггер. Культовые песни, такие как «Space oddity», «Under pressure», «The man who sold the world», «Starman», «Let's dance» сформировали музыкальную культуру своего времени и остаются актуальными по сей день.

Кадр из фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»

С середины 70-х Дэвид исполнил множество ролей в таких культовых фильмах, как «Человек, который упал на землю», «Голод», «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», «Последнее искушение Христа». Также Боуи участвовал в постановке «Человек-слон» на Бродвее.

Дэвид не стал великим художником, но по выставленным на суд общественности работам можно судить о его несомненной одарённости, в них можно найти что-то от Мунка и экспрессионистов вообще.

Ребёнок в Берлине (1977)

Михаил Чюрлёнис (1875-1911)

Выдающийся литовский композитор, подданный Российской империи, не так знаменит, как его «соседи» по статье, но, тем не менее, его скромная фигура заслуживает внимания в нашем сегодняшнем списке. Внук крестьянина и сын органиста, мальчик рано почувствовал тягу к музыке, которую смог развить, поступив в княжескую музыкальную школу. Заметивший мальчика князь Огинский отправил мальчика в Варшавский музыкальный институт, назначив Михаилу стипендию. Продолжив обучение в Лейпцигской консерватории, юноша сочинил симфоническую поэму «В лесу», положившую начало его взрослому творчеству.

Михаил Чюрлёнис и его картины-сонаты

Но со смертью князя и отменой стипендии Чюрлёнис был вынужден прервать обучение и вернуться в Варшаву, где стал учиться снова, но теперь не музыке, а живописи. Казалось бы, странный поворот? Для большинства бы он и был таковым, но не для Михаила, который обладал редким даром музыкально-цветовой синестезии. На сухом научном языке так называется взаимосвязь цветов и звуков, которая позволяет наделённому синестезией человеку «видеть» звуки и «слышать» цвета. Добившись успеха на художественном поприще, Чюрлёнис возобновляет параллельные занятия музыкой.

Он создаёт симфонические поэмы («Море), увертюры («Клястутис»), кантаты, произведения для хора и органа, занимается художественной обработкой народных литовских песен. Но вершиной творчества Чюрлёниса, не умаляя его заслуг как композитора, многие исследователи искусства считают именно художественные полотна (некоторые из них назывались автором на музыкальный лад «сонатами»). Живопись Михаила весьма самобытна, далека от любых ближайших аналогов, искусствоведы определяют её место между абстракционизмом и символизмом.

«Рай» (1909)

Уинстон Черчилль (1874-1965)

«Величайший британец в истории», «самый узнаваемый британец» – каких только титулов прозвищ и званий не удостаивался этот человек, принявший в качестве премьер-министра ответственность за страну в самые тяжёлые годы – годы Второй мировой войны.

Наследник знаменитейшего рода герцогов Мальборо, до расцвета своей политической карьеры, пришедшегося на зрелые годы, Уинстон успел прожить весьма неспокойную жизнь. Окончивший военное училище, но не слишком влюблённый в военную службу, Черчилль был отправлен вместе со своим полком на Кубу, где занимался подавлением восстания.

Уинстон Черчилль в молодости

Именно оттуда Черчилль начал писать свои первые газетные статьи, вызвавшие неожиданный интерес. Следующими документальными свидетельствами, обретшими известность, становятся письма, которые Уинстон пишет, участвуя в подавлении восстания пуштунов в Индии. По сути, Черчилль прославился как военный корреспондент, а потом уже как политик. Подтверждает это и следующая его командировка на Англо-бурскую войну.

После этого Черчилль посвящает себя политике, где с переменным успехом занимает как ведущие должности, так и вовсе не значимые посты. Звёздный час его настаёт в тяжелейшее время, когда он берёт ответственность за втянутую в войну и терпящую поражение Великобританию, чтобы всеми правдами и неправдами закончить войну на стороне победителей.

«Вторая мировая война»

Личной заслуге Черчилля в этом посвящено огромное количество документальных и художественных фильмов, поэтому хочется сделать акцент на достаточно малоизвестном факте. После окончание шеститомного подробнейшего документалистичного произведения «Вторая мировая война» Уинстон Черчилль был награждён Нобелевской премией по литературе, что подвело венец его долгой писательской жизни (он уже пробовал свои силы в эпопее о Первой мировой войне под названием «Мировой кризис»).

И, конечно же, в свободные часы Черчилль любил предаваться живописи, которой пусть и не всегда хватало мастерства, но всегда хватало чувства.

«Без названия»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится