«На бульваре» Владимир Маковский: что скрыто в деталях картины
408
просмотров
7 февраля (по старому стилю – 26 января) исполняется 175 лет со дня рождения знаменитого русского художника-передвижника Владимира Маковского. Его жанровые картины, на которых запечатлены сцены повседневной жизни простого народа, давно стали хрестоматийными. Самая известная из них – «На Бульваре» (1886-1887). Как и в большинстве работ художника, ее подлинная суть и глубокий психологизм раскрываются только при детальном изучении картины.
Константин Маковский. Портрет В. Е. Маковского, брата художника, 1868

Еще до отмены крепостного права крестьянам порой приходилось идти на заработки в город – «ходить по оброку». А после 1861 г. это явление стало повсеместным: так называемый «отхожий промысел» часто был единственным способом свести концы с концами. Крестьяне нанимались разнорабочими, бурлаками, приказчиками, мастеровыми, половыми в трактирах и т.д. При этом, оторвавшись от привычной среды, они нередко становились жертвами большого города: многие возвращались в деревню пьяницами или калеками.

Владимир Маковский. Автопортрет, 1905

Именно этой теме и посвящена картина Маковского «На бульваре»: молодая жена приехала из деревни в Москву повидаться с мужем-мастеровым. На руках у нее младенец, которого, возможно, муж до этого и не видел. Но долгожданная встреча оказалась безрадостной: мужчина равнодушен и к жене, и к ребенку. Он скучает и тяготится этой необходимостью проводить выходной день не так, как обычно – в кабаке. Прежняя деревенская жизнь, так же, как и семья, стала для него далекой и чужой. Говорить им больше не о чем.

Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент

Известный критик В. Стасов писал об этой картине: «Муж немного выпил, у него щеки рдеются, он играет на гармонике, заломив голову, о жене и ребенке, кажется, позабыл думать. А она, с довольно тупым и животным выражением, сидит, потупившись в землю, и, кажется, ничего, бедная, не понимает и не думает. Такой глубоко верный тип Владимир Маковский, да и кто угодно у нас, в первый раз затронул». На лице молодой крестьянки застыли отчаяние и безысходность – она вдруг увидела не того парня, за которого выходила замуж, а совсем чужого, очерствевшего и равнодушного человека. Все, что он к ней испытывает сейчас, – досада и стыд за такое рандеву на городском бульваре с деревенской женой.

Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент

Раскрасневшиеся щеки мастерового, лихо заломленный картуз, расстегнутая верхняя пуговица косоворотки – эти детали указывают на то, что он нетрезв и наверняка проводит так свои выходные довольно часто. На нем красная рубаха, на жене – красная юбка, что позволяет сделать вывод о том, что этот день – праздничный или воскресный. В руках у него – гармоника, именно этот инструмент, а также фабричную среду, Шаляпин упрекал в том, что русский народ перестал петь свои прекрасные песни и перешел на частушки.

Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент

Как и в других работах, Маковский придерживается документальной точности изображения. Передвижник А. Киселев отмечал: «Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой и переполненных рабочим и фабричным людом, почему наша, так называемая, порядочная публика не любит избирать эти бульвары местом своих прогулок». По-видимому, действие этой сцены происходит на Рождественском бульваре возле Трубной площади. А церковь, изображенная на заднем плане, – это, очевидно, церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент

Особого лиризма и драматизма художник достигает с помощью выбранного в качестве фона бытовой сцены унылого осеннего дня – серое небо, мокрые крыши домов, опавшие листья задают особый тон и настроение, усиливая ощущение безысходности. А случайные прохожие подчеркивают отчужденность главных персонажей от внешнего мира и друг от друга – они сидят рядом, но не вместе. Таким образом, в заурядной, на первый взгляд, будничной сцене скрыта семейная драма, одна из многих, которые так часто разыгрываются на улицах города. Художник словно подсмотрел ее случайно и сделал зрителей ее свидетелями.

Владимир Маковский. На бульваре. Фрагмент

В 1960 г. во время историко-бытовой экспедиции сотрудники музея Переславля в селе Даратники встретили старушку – Ефросинью Немцову, которая заявила о том, что на картине Маковского изображены ее родители: «На ней изображены мой отец Афанасий Егорович и мать Аграфена Михайловна Филатовы. Отец, едва женившись, уехал на заработки в Москву и устроился дворником на Мясницкой улице. К нему часто приезжала молодая жена, моя мать. Там-то родилась и я. Отца и мать часто рисовали художники, потому что на Мясницкой улице находилось училище живописи».

Владимир Маковский. Автопортрет, 1893

На формирование Маковского как живописца бытовых сцен большое влияние оказало творчество В. Перова. «Приезд гувернантки в купеческий дом»: о чем на самом деле рассказал на картине художник Василий Перов

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится